Travelport с 18 января

Россияне предпочитают несколько отпусков в год

В последние годы в России все отчетливее появляется общемировая тенденция к дроблению отпусков. Среднестатистический гражданин предпочитает уже не один, как раньше, а несколько коротких отпусков в год. Косвенное подтверждение этому факту можно найти, анализируя динамику поездок россиян с целью туризма в зимние месяцы, то есть в 4-м и 1-м кварталах. На этот период приходится приходится порядка 40% от общего объема выездного туристского потока. Основная часть зимних поездок осуществляется в 4 квартале, где высока доля туров на Рождество и Новый год. В 1 квартале, открывающем год, совершают поездки 15-17% от общего числа туристов. В январе-марте туристы, выезжающие из РФ, нацелены на отдых в теплые края, и рейтинг Турции, Египта, ОАЭ и Таиланда резко подскакивает: Таиланд с 19 места по итогам года перемещается на 10, ОАЭ поднимается на 5 пунктов, Египет - на 7. Турция в этом списке удерживается благодаря не только низким ценам, но и наличию зимних курортов, и во всех рейтингах стабильно и независимо от квартала занимает 3-4 место. В то время как такие «летние» страны, как Кипр и Болгария, зимой резко теряют популярность.

Сравнительная характеристика направлений зимнего туризма дает следующую картину. Египет - единственное направление (после Польши), сохранившее положительную динамику в послекризисный период (1 квартал 1999 года), когда по сравнению с аналогичным периодом 1998 года поток туристов, выезжавших из РФ, сократился на 32,8%. Традиционно популярные в это время Испания, ОАЭ и Таиланд (пляжный отдых) потеряли в начале прошлого года от 50% (ОАЭ) до 28% (Таиланд) российских туристов. Зимний отдых в горах или экскурсионный туризм (Италия, Германия) сократился на 30-40%. Даже приграничный туризм (Финляндия и Китай) не удержал позиций.

Начало 2000 года вывело объемы туристического потока на прежние показатели, причем максимальная динамика наблюдалась по приграничным регионам. Тройка приграничных стран (Польша, Китай и Финляндия) не уступила лидерства и оставалась наиболее привлекательной для россиян. Невысокая стоимость туров в Египет, ОАЭ и Турцию, а также возможность сочетать отдых и шопинг, выводит эти направления в середину рейтинга (4-6 позиции). Наконец, те фирмы, которые предлагают экскурсии в Европу или горные лыжи, могут рассчитывать на стабильного денежного клиента, требовательного к качеству обслуживания. Здесь труднее работать на обороте и следует больше внимания уделять отношениям с партнером (цена туров выше – выше компенсации в случае обоснованных жалоб клиентов). Горнолыжные страны (Франция, Швейцария, Австралия, Словакия и т.д.) не попадают в «топ-десятку», продолжая оставаться элитарным направлением со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, и здесь отмечается положительная динамика.

Таиланд, замыкающий «десятку», проигрывает своим конкурентам (Египет, ОАЭ) по причине высокой доли транспортной составляющей в цене тура. Далеко не все туристы из европейской части России могут позволить себе такую поездку. Зато любители путешествий из азиатской части летят в Таиланд охотно - благодаря сравнительно дешевым перелетам: разница в стоимости по сравнению с Москвой может составлять до 300$.

Приведенные выше выводы подкрепляются статистическими данными, сгруппированными в таблицах.