Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Какие неприятности принесла туроператорам долгожданная отсрочка обязательств

06:24, 27 июля 2020

Туристы, у которых были аннулированы туры из-за коронавируса, смогут получить свои деньги или перенести поездку до 31 декабря 2021 года. Долгожданное постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Поправки в закон о туристской деятельности, которые позволяют правительству устанавливать особенности отмены либо переноса бронирований мест в гостиницах и приобретенных у туроператоров путешествий, были приняты Госдумой 22 мая.

Напомним, что в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению в него были внесены поправки, запрещающие отсрочку обязательство по оплаченным турам туроператорам по выездному туризму. Из них следовало, что право на отсрочку по обязательствам получат только компании по внутреннему и въездному туризму. Представители общественных организаций в сфере туризма и многие эксперты заявили, что эти поправки приведут к краху туристического рынка, лишь 10-20% туристов смогут вернуть деньги из-за массовых банкротств туркомпаний.

В связи с этим президенту Владимиру Путину было направлено обращение, которое подписали более 11 тысяч туроператоров и турагентов. Это пример совершенно беспрецедентной консолидации для туристического рынка.

Постановление правительства – подзаконный акт, определяющий особенности исполнения и расторжения договора о реализации турпродукта, который не позднее 31 марта 2020 года частично или полностью оплатили клиенты турфирм. Таким туристам предложат равнозначный тур: те же услуги по перевозке, маршрут, место нахождения гостиницы и её категория, питание. Сроки переноса поездки определят по соглашению сторон. Также по соглашению сторон потребительские свойства равнозначного турпродукта могут быть изменены. В любом случае услуга должна быть оказана не позднее 31 декабря 2021 года.

Уведомление о возможности переноса поездки туроператор должен направить турагенту или напрямую туристу в течение 60 календарных дней с момента вступления в силу постановления. После получения уведомления турагент обязан направить его туристу в течение одного рабочего дня. Турист, получив такой документ, вправе отказаться от переноса поездки. Тогда туроператор должен вернуть ему деньги не позднее 31 декабря 2021 года.

Если в течение 60 дней туроператор не прислал уведомление, ему придётся вернуть деньги туристу не позднее 31 декабря 2020 года.

Для инвалидов, безработных, граждан старше 65 лет, а также для тех, кто находится на больничном более двух месяцев, действуют особые условия. Им вернут деньги в течение 90 дней с момента подачи заявления.

Помимо спасительной для бизнеса возможности отложить выполнение обязательств перед туристами, в постановлении есть несколько пунктов, которые в той или иной степени осложняют туроператорам посткоронавирусную жизнь.

Например, пункт 2. Если стоимость тура на новые даты увеличилась, туристам ничего доплачивать не придется: туроператор не вправе требовать доплату, исключая вариант, когда потребительские свойства равнозначного турпродукта были изменены по соглашению сторон. Значит, если тур в Турцию был продан, допустим, на апрель или май, а турист сейчас готов ехать в августе, и цена, скорее всего, изменилась, доплачивать будет вынужден сам туроператор.

Пункт 4. Туроператор вправе принять решение о предоставлении равнозначного турпродукта только при наличии финансового обеспечения ответственности, действующего в течение всего срока обязательства.

Иными словами, если турист сейчас захочет перенести тур, например, на 11 ноября 2021 года, туроператор сможет подтвердить такой вариант, только если у него будет до этой даты действовать договор о фингарантиях. Что совершенно не реально. Страховщики не соглашаются подписывать с турфирмами договора даже на год, что уж говорить о более длительных сроках.

Какой выход?

Наиболее реальный: договариваться с туристом о переносе тура на период, пока фингарантии еще действуют.

По-возможности: пополнить фонд персональной ответственности и подать заявление на признание его достаточным, чтобы избавиться от необходимости продлевать фингарантии.

Наименее нереальный: до истечения ближайших 60 дней, когда необходимо уведомить клиента о возможности переноса тура, то есть до 24 сентября с.г., попытаться найти страховую компанию, которая согласится застраховать ответственность до конца 2021 года.

Пункт 8. Постановлением предусмотрено, что при возврате средств туроператор заплатит проценты (в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ) на сумму неиспользованного тура за каждый календарный день – с момента подачи заявления о расторжении договора до дня возврата денег.

Как ранее отмечали эксперты, это ставка выше среднерыночной по депозитам, например, в Сбербанке. Таким образом «находчивому» туристу будет выгоднее отказаться от любых предложений туроператора и получить свои деньги с процентами. Притом что турфирмы оказались в столь непростой ситуации не по собственной вине, а в силу совершенно очевидных обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, в постановлении так и не учтена ситуация, при которой туроператор сформировавший турпродукт на базе регулярного перелета, будет возвращать средства заказчику, не получив от перевозчика денег за неиспользованный авиабилет. Как известно, сегодня авиакомпании не возвращают средств за билеты, тем более с процентами. То есть правительство требует возврата денег туроператором без такого же требования к авиакомпаниям.

Аналогичное постановление правительства касается особенностей отмены либо переноса бронирования места в гостиницах и других объектах размещения.

Ирина Тюрина, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно