Программа кэшбэка завершается досрочно – может и к лучшему
Завтра досрочно завершаются продажи по программе весеннего этапа туристического кэшбэка. По оценкам Ростуризма, за прошедшие полтора месяца объемы бронирований по этой акции выросли почти в четыре раза по сравнению с прошлыми этапами. Порядка 700 тысяч человек воспользовались этой возможностью, всего было куплено туров с кэшбэком на 12 млрд рублей. Рост загрузки отелей составил в среднем 50%.
По словам опрошенных RATA-news операторов, время проведения акции было выбрано удачно, с ее помощью удалось стимулировать продажи в низкий сезон. В то же время, как считает генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин, все зависит от даты старта программы. К примеру, в прошлом году точка входа была в марте, когда продажи и так неплохие, а в январе бронируют довольно скромно: туристы еще не отошли от новогодних праздников. «Думаю, этот кэшбэк не превзошел предыдущие по объемам, но активность туристов была выше, поэтому раньше срока и выбрали выделенные 2,5 миллиарда рублей», – подчеркнул он.
Кэшбэк обеспечил примерно 20-процентную прибавку к продажам в этот период. Лидеры остались прежними – это и так хорошо востребованные направления: Краснодарский край, Кавминводы и Подмосковье. Впереди всех курорты Красной Поляны, где сейчас высокий сезон, понятно, что кэшбэк тут оказался просто приятным бонусом. «Более половины туров в сегменте продаж Красной Поляны были приобретены по программе кэшбэка. По остальным направлениям доля таких туров составила 20%», – заметил г-н Ромашкин.
Он также добавил, что в этот раз Ростуризм дал операторам трое суток на расчеты с туристами. «Осенью мы поздно получили сообщение, что надо закрывать программу, и не успели оповестить многих туристов. Сейчас у нас достаточно времени на это, и большинство туристов оплатят, не желая терять субсидию от государства. Теперь ждем объявления сроков осеннего этапа и надеемся на увеличение финансирования программы в 2023 году», – сказал эксперт.
Как сообщила директор департамента рекламы и PR компании «Русский Экспресс» Анна Филатовская, рост продаж по акции по сравнению с прошлым годом составил 15-20%, оператор получил максимальную загрузку туров на горнолыжные курорты Красная Поляна и Домбай.
«Программой воспользовались довольно много людей, но не думаю, что кэшбэк может формировать потоки, это просто хорошее подспорье для отдыха. Люди и так поедут, но почему бы еще и не вернуть немного денег», – говорит генеральный директор пятигорской компании «Магтур» Умар Айдинов. Как только появились новости о досрочном завершении программы, люди стали торопиться, чтобы успеть забронировать тур или отель. «Конечно, благодаря акции туристы выбирают более качественный отдых. Наибольшее число продаж пришлось не на пакеты, а именно на отели, многие обращались туда напрямую», – уточнил он.
В компании «Виадук Тур» не отметили роста объемов по сравнению с предыдущими этапами. Генеральный директор Лариса Федорова также предположила, что в этот раз по акции чаще брали только отели: «Скорее всего, деньги туда пошли, потому что у нас было раза в три меньше народу, чем осенью. Правда, тут сказалось и межсезонье, и коронавирус, и в финале еще и закрытие аэропортов на юге. Принимали туристов из Челябинска, Уфы, отправляли в Калининград, Крым, Питер».
Заместитель генерального директора компании «Росюгкурорт» Валерий Сычев считает, что по Сочи акция сработала хорошо. «Перед стартом этапа мы увидели замедление или приостановку продаж, люди в ожидании кэшбэка корректировали свои планы. Первый трехдневный всплеск интереса был обусловлен отложенным спросом, но в целом продажи это не подстегнуло, бронировали, как обычно. Однако отели стали эффективнее использовать этот механизм, реализуя загрузку через прямых клиентов», – пояснил он.
Эксперт полагает, что подстегнуть развитие спроса могло бы более плотное сотрудничества Ростуризма с операторами, формирующими турпоток, то есть речь идет о турах, включающих транспорт. «Так можно консолидировать усилия и добиться взрывного роста направления. Если будет оператор понимать, что все вернется к нему, тогда он выбьет цены, сделает рекламу. Надо подумать, как эффективнее здесь задействовать и турагентства», – сказал г-н Сычев.
По ситуации, связанной с военной спецоперацией на Украине и ее влиянием на настроения людей, он добавил, что тут необходимо переждать. «Предположу, если аэропорт будет работать в штатном режиме, то спрос на Сочи не упадет. Думаю, в ближайшие два месяца спада платежеспособности явно не случится, но паника, конечно, будет. И отмены туров тоже», – уточнил он.
По мнению Сергея Ромашкина, туристам сейчас некомфортно думать об отдыхе. «Программа кэшбэка была чем-то вроде вишенки на торте, но сейчас исчезает сам торт, так что акция и не спасла бы положения. Люди сейчас не понимают, смогут ли они прилететь или улететь в этих условиях, а неопределенность для туризма губительна, – говорит он. – Если ситуация на Украине довольно быстро завершится, через какое-то время туристы вернутся к бронированию хотя бы на лето. Но март и, возможно, апрель мы уже потеряли».
Как сказал г-н Ромашкин, большинство туристов пока держатся, туры не аннулируют. Оператор дал клиентам гарантии, что денег они не потеряют, даже если поездки будут отменяться 5-6 марта – на эти даты поставлено много праздничных вылетов.
Как отметила Лариса Федорова, у россиян еще остаются некоторые возможности отдохнуть за рубежом, никто не закрывал Египет, Таиланд и ОАЭ. «В случае даже вменяемого окончания конфликта, скорее всего мы окажемся в изоляции. Многие останутся без работы или с существенно уменьшенным доходом. Иностранцы к нам так и не поедут, разве что китайцы и иранцы. Школьники будут ездить, но в меньших количествах, чем до 2019 года. Можно еще рассчитывать на заказы по вип-обслуживанию обеспеченных клиентов», – подытожила г-жа Федорова.
Наталья Панферова, RATA-news