Интурмаркет с 1 октября

Зарубежные ценители экотуризма в России не отказались от поездок и ждут открытия границ

Для туроператора «Центр экологических путешествий» нынешний год мог бы стать одним из самых успешных. Но сезон просто не состоялся – иностранцам, основной целевой аудиторий компании, въезд в Россию до сих пор закрыт. О том, что помогло отразить удар и с какими продуктами оператор войдет в новый сезон, генеральный директор «Центра экологических путешествий» Татьяна Калишевская рассказала RATA-news.

«В январе все переговоры по турам начали сходить на нет. В апреле-мае заявки были разовые, мы удивлялись, что они есть в принципе. Но подвисших туров и необходимости возвращать деньги у нас не оказалось. После новогодних праздников обычно стартуют летние продажи с большой глубиной, поездки начинаются в конце марта и заканчиваются в октябре. Апрельские программы не состоялись, но никто не забирал предоплату, туры перенесли на следующий год», – рассказывает г-жа Калишевская.


Собственные программы компании привязаны к природным явлениям, которые происходят в определенные месяцы. Поэтому зарубежные туристы все еще ждут открытия границ на въезд. «Одно из самых востребованных направлений – наблюдение за птицами. Оно очень медленно развивается в России, но хорошо известно за границей. Там существуют целые клубы, которые ездят по миру. Среди наших клиентов туристы из Великобритании, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Германии, Австрии и Италии, – продолжает собеседница. – Сезон продолжается с апреля по июль и немного в сентябре. Мы предлагаем восемь основных маршрутов: Алтай, Дальний Восток, Енисей, дельта Волги, Кольский полуостров, дельта Лены, Байкал и Командорские острова».

Посещение этих территорий ограничено для туристов, принимают по 1-3 группы в год. Поэтому туры довольно дорогие, но популярные. Маршруты требуют серьезной подготовки со стороны туроператора, это почти экспедиции. Практически все эти программы перенесены на следующий год.

В середине июня туроператор отмечал рост спроса на программы выходного дня, но до конца июля его сознательно сдерживали по нескольким причинам. Во-первых, некоторые заповедники только в августе начали принимать гостей с ночевкой. Во-вторых, компания просто старалась обезопасить тех людей, которые там работают. «Территории очень отдаленные, если кто-то из туристов привезет им коронавирус, получить медпомощь будет довольно сложно», – объясняет Татьяна Калишевская.

В период пандемии компания не решилась переключиться на внутренний туризм, кроме, пожалуй, небольших весенних программ выходного дня: поездки на тетеревиные тока и цветение первоцветов. На них приходится небольшая доля продаж. Основной поток на этом правлении формируют школьники и корпоративные клиенты, которые в этом году так и не восстановили спрос. Кроме того, российский турпоток, по мнению эксперта, обычно менее предсказуем и не дает большой глубины продаж.

Татьяна Калишевская рассчитывает на восстановление школьных туров к весне следующего года. Обычно они построены как образовательные экспедиции и доступны с мая. В большинстве случаев группы отправляются по «зеленому кольцу» Москвы – заповедникам, расположенным в 500 км от столицы. Есть некоторые частные школы, которые заказывают более дальние направления, в том числе зарубежные.

«У нас была давняя заготовка по Дальнему Востоку на осень, которая в основном рассчитана на иностранцев. Планировали запустить ее в этом году, но сейчас стало понятно, что не имеет смысла даже анонсировать, перенесли на следующий год. Также со следующего года планируем запускать мартовские поездки к белькам, – поделилась спикер. – Три года они не были доступны, хотя туристы о них помнят и спрашивают. В Архангельской области рядом с Соловками в национальном парке «Онежское Поморье» можно наблюдать за новорожденными бельками, детенышами гренландских тюленей. Это возможно в течение лишь двух недель, в год туда имеют право приехать не более 30 человек. Это тур выходного дня, рассчитанный на россиян с достатком выше среднего».

Период простоя в компании считают своеобразным отпуском. Предыдущие кризисы научили, что не стоит форсировать события. «Мы не раздували расходы, в том числе на продвижение. Нам повезло с арендодателями: фактически они «простили» 2,5 месяца аренды офиса, и нам удалось его сохранить. В ситуации полного отсутствия продаж нам это существенно помогло», – поделилась Татьяна Калишевская.

Наталья Рудакова, RATA-news