Travelport с 18 января

Страховщики ждут, банкиры удивляют

Практически все ведущие страховые компании провели с основными партнерами-туроператорами переговоры относительно условий предоставления финансовых гарантий. Более того, туроператоры уже заполнили соответствующие заявления-опросники и знают свои тарифы за обеспечения фингарантий. Тем не менее, пока ни один оператор страховую гарантию не получил – страховщики ждут правил предоставления фингарантий и соответствующий типовой договор. Это стало ясно в результате общения корреспондента RATA-news со страховыми компаниями в рамках прошедших в Москве туристических выставок.

Напомним, типовые правила страхования гражданской ответственности туроператоров и соответствующий договор разрабатывает рабочая группа Всероссийского союза страховщиков. Предполагалось, что в начале этой недели документы будут представлены в Росстрахнадзор и после согласования переданы в Ростуризм. Однако, как сообщила RATA-news член рабочей группы, начальник Управления комплексного страхования в туризме компании «Ренессанс Страхование» Елена Скуратова, пакет документов еще дорабатывается и, возможно, будет представлен для согласования сегодня-завтра.

В принципе, у многих страховщиков есть собственный продукт по страхованию гражданской ответственности, и в рамках действующего законодательства они вполне могли бы пустить его в дело, не дожидаясь типовых правил. Однако не торопятся. По некоторым сведениям, между Росстрахнадзором, Всероссийским союзом страховщиков и Ростуризмом существует договоренность о том, что при рассмотрении документов на внесение туроператора в Единый федеральный реестр будет приниматься во внимание только типовой договор по предоставлению финансовой гарантии. Это понятно: Ростуризму удобнее работать с типовым документом, это не требует подробного изучения каждой бумаги и ускоряет проверку. Да и туроператоры, заключая типовой договор, получают своеобразную гарантию того, что документы не будут отвергнуты чиновниками. С другой стороны, всех беспокоит, справится ли Ростуризм с валом документов, который практически неизбежен в связи с приближением 1 июня - момента вступления в силу новой редакции закона «Об основах туристской деятельности». И вал этот тем вероятнее, чем дольше затягивается подготовка всеми ожидаемых правил и договора. Напомним, что, согласно новому закону, решение о внесении туроператора в реестр или отказе во внесении Ростуризм должен принять не позднее, чем через пять дней с момента поступления пакета документов от турфирмы.

Вместе с тем, в процедуре оформления финансовых гарантий, равно как и в формулировках нового закона, очень много неясностей, которые требуют разъяснений и комментариев. Это подтверждается и количеством соответствующих вопросов, со всех концов страны приходящих в редакцию газеты RATA-news, и той огромной аудиторией, которую собрала конференция по фингарантиям, организованная информационной службой «БАНКО» в рамках MITT-2007. На конференции выступили глава Правовой комиссии РСТ и генеральный директор юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов, начальник управления компании «Ренессанс Страхование» Елена Скуратова и вице-президент «Промсвязьбанка» Василий Усенко.

Георгий Мохов выразил мнение, что введение финансовых гарантий должно дисциплинировать агентский рынок. Если раньше 80% турагентов продавали туры без договоров, то теперь им придется все оформлять, поскольку без документов ни о каком возмещении убытков речь идти не может. Более того, не исключено, что каждый туроператор будет заставлять своего агента заключать с туристом договор, разработанный именно этой компаний. И оператора можно понять: по новому закону вся ответственность по проданному туру лежит на нем, поэтому поставщики турпродукта постараются, если так можно выразиться, максимально минимизировать свои риски.

Кстати, коллективный спор по поводу того, что может и что не может являться поводом для возмещения убытков туристу и в каком объеме, вывел на идею применения Франкфуртской таблицы. Об этом читайте следующий материал в номере.

Елена Скуратова рассказала о критериях, по которым страховщики будут предоставлять финансовые гарантии. Это, прежде всего, срок работы компании на рынке, в том числе в качестве туроператора, квалификация руководящего состава, деловая репутация фирмы, годовой объем реализации услуг, опыт взаимодействия со страховой компанией, в том числе по другим видам страхования. Имеет значение даже сфера туроператорской деятельности, поскольку чем выше средняя стоимость тура – тем выше будет тариф за предоставление страховой гарантии.

Размер страховой премии за обеспечение гарантии, по словам г-жи Скуратовой, варьируется от 0,5% до 10%, но в среднем будет практиковаться тариф 2-2,5%. Интересно, что, отвечая на несколько провокационный вопрос, кому из туроператоров компания «Ренессанс Страхование» назначила бы тариф 0,5%, Елена Скуратова, не растерявшись, навскидку назвала фирмы «Тез тур», «ПУТЕШЕСТВУЙ!», «Санрайз тур», «Южный крест».

Говоря о страховых случаях, подлежащих компенсации, г-жа Скуратова отметила, что конкретного перечня в законе нет, так что каждая страховая компания будет решать этот вопрос индивидуально. Со временем более четко это поможет определить судебная практика. Отдельно Елена Скуратова остановилась на статье 17.6 нового закона, в которой говорится, что «Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора». Г-жа Скуратова подчеркнула, что «умысел страхователя (туроператора) мы покрывать будем, а умысел выгодоприобретателя (туриста) – нет».

Выступление на конференции вице-президента «Промсвязьбанка» Василия Усенко, с одной стороны, было весьма познавательным, а с другой – вызвало недоумение. Судя по ответам на некоторые вопросы, г-н Усенко не очень вник в текст закона. А его рассказ об условиях, по которым банк готов предоставлять туроператорам фингарантии, наверняка убедил аудиторию, что к услугам банкиров по этому поводу лучше не обращаться.

Определяющим для принятия решения фактором, конечно, будет финансовое состояние компании. Решение банк обещает принять в течение 7 дней. Тарифы предполагаются от 2% до 7%. Но помимо этого банк потребует обеспечения суммы фингарантий. «Фингарантии – продукт кредитный», - подчеркнул г-н Усенко. В качестве обеспечения банк попросит либо залог движимого и недвижимого имущества, либо покупку векселя, либо 100-процентное депонирование суммы гарантий. Но и это еще не все. Туроператору будет рекомендовано проводить расчетно-кассовое обслуживание именно в этом банке.

Такие условия вызвали в зале резонный вопрос – а интересно ли вообще банку связываться с финансовыми гарантиями? «Конечно, - ответил г-н Усенко. – Ведь уплата вознаграждения по гарантии – наш прямой комиссионный доход».

Василий Усенко также отметил, что банкирам еще предстоит решить проблему неопределенного круга бенефициаров. Ведь банковская гарантия обычно выдается конкретному бенефициару, и в этом смысле закон о туризме противоречит действующему законодательству. «Видимо, должен появиться соответствующий нормативный документ, - сказал г-н Усенко. – Мы намерены обсудить этот вопрос с Ростуризмом». (Ирина Тюрина, RATA-news)