Тревелпорт

«На Мальдивах есть доступное размещение для тех, кто не может себе позволить дорогие отели»

С сентября прошлого года российский турпоток на Мальдивских островах бьет все рекорды. В 2019 году наш рынок занимал среди иностранных шестое место, а в 2020-м уже первое-второе. На прошедшей в Москве выставке MITT побывала большая делегация архипелага. О том, как Мальдивы справились с ковидом, откуда на острова едут туристы и почему власти хотят уйти от имиджа направления только для богатых, RATA-news рассказала директор по маркетингу офиса по туризму Мальдивских островов Рина Абдул Вахид.


- Вы открылись для иностранных туристов 15 июля, едва ли не первыми в мире. Не привело ли это к всплеску заболеваемости?

- В целом ситуация под контролем. Мальдивам сильно помогает сама география – туристы изолированно отдыхают в отелях на отдельных островах. Это благословение для нас и очень упрощает борьбу с ковидом. Напомню, что 15 июля были открыты лишь несколько десятков отелей-резортов и круизных лодок, и только в октябре – все остальные острова. С момента открытия везде соблюдали меры безопасности. Все процедуры – регистрация в отеле, выезд, уборка номеров, доставка еды – проводились по регламенту. Туристы могли отдыхать только в одном отеле. Без маски на территории курортов можно находиться, только если тест отрицательный. Могу вас заверить, что сейчас на островах вируса нет, хотя в Мале он еще есть. Но ситуация стабильная.

На всякий случай для иностранцев созданы обсерваторы более чем на 600 мест, в которых сейчас занято 34 комнаты.

- На архипелаге уже началась вакцинация?

- Да, в конце января. Сейчас привито почти 225 тыс. человек, в том числе около 15 тыс. – работники туротрасли, которые общаются с клиентами, большинство из них работают в отелях-резортах. Всего должно быть привито 300 тыс. человек.

Добавлю, что на Мальдивах действует специальная страховая программа для туристов, которую нужно оформить заранее. Она покроет все расходы, связанные с лечением, пребыванием в карантине и возможным опозданием на рейс без необходимости платить наличными. Это существенно, так как страховки, приобретенные в России, обычно предполагают, что турист сначала платит сам, а затем получает возмещение.

- Планируете ли вы пускать туристов с прививкой от ковида без ПЦР-теста?

- Это обсуждается, но пока решения нет. Если эта мера будет введена, то россияне смогут приезжать с сертификатом о прививке двумя дозами российской вакцины «Спутник V» без тестов.

- Какие у вас прогнозы по иностранному, в том числе российскому турпотоку в 2021 году?

- В 2019 году у нас побывало 1,7 млн иностранных туристов, в 2020 из-за пандемии турпоток сократился до 555,5 тыс. В 2021 попытаемся вернуться к цифре 1,7 млн, и уже понятно, что доля российского рынка в ней будет очень велика.

С 1 января по 24 марта Мальдивы посетили почти 270 тыс. туристов, среди них первыми по численности были индусы (64 тыс., 24% от общего потока), а вторыми – россияне (почти 59 тыс., 22% потока). Причем только в феврале индийский рынок вышел на первое место с перевесом всего в 4 тыс. человек, до этого с июля все время лидировали россияне. Также в десятку с большим отрывом от первых двух рынков вошли туристы из Украины (17 тыс., 6% потока), Казахстана (12 тыс.), Германии (11,7 тыс.), Румынии (8,8 тыс.), Чехии (7 тыс.), Франции (6,9 тыс.), США (6,5 тыс.), Швейцарии (6,2 тыс.).

По сравнению с тем же периодом 2020 года иностранный турпоток сократился на 29,6% – в январе-марте предыдущего года у нас побывало 382 тыс. туристов.

При этом поток российских туристов на Мальдивы в первые три месяца года вырос более чем вдвое – с 23,3 тыс. в 2020 году до 58,6 тыс. в текущем. И Россия – не единственный рынок, откуда резко вырос поток туристов: из Узбекистана он увеличился почти в 6 раз, из Казахстана – в 3 раза, из Украины – почти в 3 раза, из Индии – на 84%. Средняя продолжительность пребывания иностранных гостей на архипелаге составила 9 дней.

- Каким образом туристы добираются на Мальдивы?

- Чаще всего – регулярными рейсами Emirates: в январе-марте на них прилетели более 52 тыс. Также в первой десятке – Qatar Airways (38 тыс.), Indigo (35,7 тыс.), Go Air (33 тыс.), «Аэрофлот» (30,5 тыс.), затем с большим отрывом – Turkish Airlines (более 12 тыс.), Flydubai (10 тыс.), Lufthansa (7 тыс.), Maldivian (6,7 тыс.), российская Azur Air (6,3 тыс.).

Среди чартерных авиакомпаний лидируют казахстанская Air Astana (6,4 тыс.), Azur Air Ukraine (4 тыс.), Gulliver (3,3 тыс.).

- Делегация Мальдивских островов не только приехала на выставку MITT, но и проводит род-шоу по российским городам – Москве, Казани, Санкт-Петербургу и Екатеринбургу. Это довольно необычно в условиях продолжающейся пандемии, когда другие национальные туристические офисы пока не развернули активную работу.

- Российский рынок очень важен для нас. Поэтому мы считаем необходимым усилить здесь присутствие. Правительство даже перераспределило средства с других рынков в пользу российского.

Мы действительно запланировали большую кампанию: род-шоу в четырех городах после MITT, btb-кампанию по продвижению направления среди турагентств, а также направленную на широкую публику рекламную кампанию совместно с журналом National Geographic и телеканалом «Моя планета», который делает сейчас фильм о Мальдивах. Мы рассчитываем, что всё это приведет к еще большему росту турпотока из России.

- Туроператоры говорят, что на Мальдивах из-за высокого спроса трудно найти места, особенно в популярных отелях. Есть ли смысл проводить сейчас большую промо-кампанию, если туристов и так некуда селить?

- У нас есть 4 типа продукта, которые мы продвигаем. Это резорты, отели, плавучие отели-лодки и гостевые дома. На Мальдивах сейчас работает 159 отелей-резортов на 37 тыс. мест, каждый из которых расположен на отдельных островах, и более 700 гостевых домов и небольших отелей на 12 тыс. мест. Для размещения предлагаются также 158 туристических лодок (liveaboard) с возможностью проживания на борту в общей сложности на 2,9 тыс. мест. А всего количество мест для размещения туристов составляет 52 тыс. Спрос на резорты сейчас огромный, это правда. Но мы считаем, что можем предложить туристам другие варианты размещения. Гостевые дома и лодки – это доступное предложение для тех, кто не может себе позволить размещение в очень дорогих отелях.

У гостевых домов есть своя специфика. Например, там нельзя подавать гостям алкоголь. Но зато это отличный способ лучше узнать аутентичную культуру, погрузиться в реальную жизнь Мальдив. Хозяева таких домов с удовольствием общаются со своими гостями, организуют для них ужины с национальными блюдами, экскурсии. Стоимость размещения – от $70 в сутки.

А проживание на лодках – это мини-круизы стоимостью $1,5-2 тыс. за неделю на двоих, очень интересное предложение для дайверов или тех, кому не интересно весь отпуск провести на одном месте.

Еще один вариант размещения – городские отели в Мале. Специфика Мальдив такова, что туристы, как правило, вынуждены провести в них ночь после прилета или перед вылетом, чтобы попасть на рейс гидроплана на локальный остров, особенно если погода нелетная. В это время можно познакомиться со столицей архипелага, съездить на экскурсию, посетить магазины и рестораны. Сейчас там уже все открыто.

- Стратегия привлечения на Мальдивы туристов с небольшим бюджетом не отпугнет вашу традиционную богатую клиентуру?

- Желание расширить ассортимент объектов размещения не означает, что мы хотим превратить Мальдивы в Турцию или Египет, наша цель – показать, что и у нас можно путешествовать по доступным ценам. Поэтому будет продолжаться программа чартерных рейсов Azur Air. Постепенно, по мере заполнения резортов, растет спрос на новые варианты размещения, значит, мы движемся в правильном направлении. Кроме того, это позволяет решить для некоторых категорий туристов проблему дефицита мест, которых сейчас из-за высокого спроса действительно часто не хватает.

- Российские туроператоры готовы работать с этими новыми вариантами размещения?

- Туроператоры критично относятся к любой попытке офиса по туризму выйти за пределы сегмента luxury, так как это другая маржинальность: нужно больше туристов, чтобы получить ту же прибыль. И, конечно, с дорогими клиентами работать проще и выгоднее, да и а сами эти туристы чаще всего пользуются услугами специализированных агентств. Но мы видим, что предпочтения путешественников меняются. Резко выросло число российских постояльцев в гостевых домах. Это индивидуалы с небольшим бюджетом, которые бронируют напрямую, без участия туроператоров, используя различные акции. И если это повторные клиенты, то им не нужен посредник.

В рамках нашей промо-кампании мы провели опрос россиян на улицах, чтобы понять их представления о Мальдивах. Направление имеет очень позитивный имидж в России, все говорят об отличном сервисе, дружелюбии местных жителей, красивой природе. Наиболее обеспеченные туристы хотят и дальше ездить в дорогие отели, они согласны разве что попробовать какие-то необычные активности. Но клиенты небогатые, приезжающие ради дайвинга, серфинга, парасейлинга, готовы осваивать гостевые дома и лодки.

- Стоимость авиабилетов на на Мальдивы сильно выросла и сейчас мало доступна для россиян, которые могут быть целевой аудиторией промо-кампании по недорогому размещению. То есть, проживание в гостевом доме будет дешевым, а вот перелет может оказаться слишком дорогим.

- К сожалению, это не зависит от турофиса. Пока рейсов мало, билеты дорогие. Как только увеличится число рейсов, цены упадут. Но и сейчас билеты «Аэрофлота» на май можно купить за 36-49 тыс. рублей. Это не так уж и дорого для прямого рейса. Возможность купить билет по такой цене и остановиться в недорогом гостевом доме или на лодке расширяет число вариантов для туристов. С учетом экономической ситуации в России это важно.

- Какова сейчас глубина продаж объектов размещения?

- Заметно, что у туристов изменился горизонт планирования. Уже в прошлом году были поздние продажи, а сейчас решение о поездке принимается за месяц, а покупка совершается за неделю максимум. Но курорты идут на это, у них гибкие условия отмены бронирования и по оплате, можно по хорошим тарифам бронировать в последний момент. Правда, в последние недели, по мере того, как растет спрос на индийском рынке, растут и цены в отелях.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news