Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Военное мыло, крем с петрушкой и цветы императрицы: экскурсия на фабрику «Свобода»

05:11, 29 июля 2020

Косметическое объединение «Свобода» с 1 августа возобновляет экскурсии на производство, которые были остановлены из-за пандемии. Предыдущая экскурсия состоялась в марте, во время выставки «Интурмаркет», и была организована специально для региональных турфирм, которые отправляют туристов в Москву.

Вместе с ними на фабрике побывала корреспондент RATA-news. К сожалению, коронавирус смешал все планы по сотрудничеству предприятия с турбизнесом, но сейчас оно ждет группы, поэтому самое время рассказать про ту мартовскую экскурсию.

О потрясающей истории фабрики лучше послушать на экскурсии. Поэтому сразу перейдем к легендарной продукции.

Изображение обертки популярного более ста лет назад мыла «Ландыш», как и множество других вариантов дизайна продукции «Ралле» и «Свободы», можно увидеть на выставке исторических этикеток в старом здании фабрики.


Посетители с удивлением узнают, что в СССР мыло выпускалось с этикетками практически на любую тему. Есть серия «Большой театр», «Музей им. Пушкина», «Исторический музей», «Библиотека им. Ленина», «Станции метро», «ВДНХ». На упаковке изображали колхозных ударников, передовиков производства, героев-летчиков, покорителей Арктики и т.д.


Самое трогательное – выпущенное в 1942 году мыло с оформлением обертки в плакатном военном стиле – «Наше дело правое». В канун 9 мая «Свобода» выпустила ограниченный тираж уникальных подарочных наборов мыла «Победа» с этой исторической этикеткой. Почти весь тираж был передан в Московский комитет ветеранов войны.


До революции фабрика выпускала около 675 наименований парфюмерных товаров, их них только духов – 160 видов. На российских и международных выставках товары фабрики «Ралле» завоевали 60 высших наград. В советское время производилось всего 300 наименований, а сейчас – порядка 320.

Сегодня на предприятии работает свыше 600 человек. Налажено три производства: мыловаренное, косметическое, зубные пасты и шампуни. На неделе, когда турагентов пригласили на экскурсию, мыловаренный цех готовил хозяйственное мыло. Занятие это, как выяснилось, преимущественно мужское.

На производстве кремов не так шумно и преобладает женский коллектив. Любой крем начинается с основы, ее варят полтора часа. В целом на варку кремов уходит не более 3-5 часов. С каждой партии снимают пробу, и только убедившись, что продукция соответствует всем стандартам, расфасовывают в тюбики.


Фабрика «Свобода» первой в стране выпустила кремы с антивозрастным эффектом. До сих пор «Геронтол» и «Вечер» – самые популярные и особенно ценятся иностранными туристами. Как-то после экскурсии французы, узнав, что в состав «Вечера» входит экстракт петрушки, скупили его весь в фирменном магазине. И радовались своей удаче, ведь за границей кремы с петрушкой стоят недешево.

Сейчас продукция фабрики поставляется также в страны Евросоюза, Вьетнам и Китай. В Азии, например, высоко ценят «Геронтол».


А самым массовым продуктом фабрики остается «Детский крем». С 1954 года было выпущено 400 млн тюбиков.


На производстве зубных паст приятно пахнет мятой. Там же готовят шампуни.


Самое интересное место на фабрике – ассортиментная комната, где выставлено все товарное богатство, включая вышедшие из производства изделия и редкие музейные экспонаты.



В небольшом зале собраны редкие изделия прошлых веков, уникальные еще и потому что такие вещицы обычно долго не хранятся. Сохранились детское мыло выпуска 20-х годов прошлого века, футляр для духов, выпущенных еще при царе-батюшке. И такие желанные для советских женщин жестяные коробочки от зубного порошка. После использования их тщательно мыли и хранили в них всякую мелкую всячину. А из круглых жестянок дети делали биток для игры в классики.



Фабрика выпускает мыло и кремы для рук в винтажной упаковке. И дело не в имитации стиля XIX и начала XX веков, но в подлинно историческом подходе к этим изделиям. Например, оформление туалетного мыла «Цветы императрицы» с нежным фиалковым ароматом отсылает к реальному факту: последняя российская императрица Александра Федоровна очень любила жить в Царскосельском дворце, с удовольствием занималась садом и украшала цветами дворцовые интерьеры. Мыло выпущено к 175-летию фабрики «Свобода».


Владимир Мироненко, директор по связям с общественностью АО «Свобода»: «Экскурсионный проект мы начали в 2014 году. Делая первые шаги в этом направлении, перенимали опыт у тех, кто уже запустился с подобными экскурсиями. Но среди производителей косметики мы единственное предприятие в стране, открытое для посещения. Решение было непростое, потому что существует множество ограничений, в первую очередь, по санитарным показателям. Но и дети, и взрослые все прекрасно понимают, проблем с этим не возникает.

В день принимаем до четырех групп, одновременно работают два экскурсовода. В периоды детских каникул можем и шесть экскурсий в день провести. Обычно за месяц уже составлен график посещений. Чувствуем нарастающий спрос и прилагаем усилия, чтобы его закрепить. Сотрудничаем со школами. Провели эффективную информационную кампанию совместно с департаментом образования Москвы, его сотрудники поучаствовали в подготовке мастер-класса по зубным пастам.

Можно выбрать экскурсию с посещением трех производств, либо одного-двух плюс мастер-класс. Регулярно проводим благотворительные экскурсии. А врачей, медсестер, водителей «скорой помощи» и других медработников будем принимать до конца года бесплатно».


Завершилась экскурсия очень приятно – подарками от фабрики «Свобода». «Мы сами все видели и теперь понимаем, насколько качественны эти кремы, шампуни и мыло. И крем с петрушкой обязательно купим», – поделилась одна из участниц по дороге в фирменный магазин.


Александр Степанов, генеральный директор компании «Тур Культура»: «Понравилось все, что нам показали. Мы как раз специализируемся на школьных группах, в том числе, с посещением различных производств в рамках профориентации. Например, водим детей на завод мороженого, фабрики по изготовлению елочных игрушек. На косметическом производстве очень чисто, вредных выбросов нет, значит, это безопасно для детей. «Свобода» расположена недалеко от центра Москвы, привезти детей можно на метро. Оборудовано специальное помещение для мастер-классов. Есть прекрасная возможность покормить детей обедом – у предприятия отличная, весьма бюджетная столовая. Вот вам три плюса в пользу экскурсий для школьных групп».


Зульфия Латипова, центр организации отдыха и туризма «Радуга», Татарстан: «Последнее время экскурсии на производства становятся очень популярными, в том числе и как профориентация детей. Когда вывозим группы в большие города, стараемся заранее найти подобные производства. Как правило, это оказывается полезным для школьной программы, и детям всегда интересно. Мне очень понравилась экскурсия. Во-первых, это место с потрясающей историей, на фабрике «Свобода» ребенок может почувствовать гордость за свою страну, за такую продукцию. Вот вам и во-вторых – ассортимент очень разнообразный и качественный. Отличный фирменный магазин, не удивительно, что после посещения фабрики экскурсанты не проходят мимо».

Наталья Панферова, RATA-news
Фото автора

Обсудить в telegram

вам может быть интересно