На Новый год туристы выбрали те регионы, которые были на слуху
Уровень новогоднего спроса у туроператоров по разным российским регионам сильно различается. Одни компании констатируют взлет продаж, другие отмечают небывалое падение. При этом последние винят не пандемию.
Когда туристический рынок в России сузился до внутреннего, между регионами обострилась конкуренция. В итоге туристы выбрали под Новый год поездки в те места, которые были на слуху.
«В нашей компании спрос оказался даже выше ожидаемого, – рассказал директор удмуртской компании «Турист» Илья Кычанов. – Мы закрыли продажи на железнодорожный гастрономический маршрут с 3 по 6 января две недели назад. В этот период ожидаем основной поток туристов из Москвы, большинство выбирает формат трехдневных поездок. С 6 по 10 число будет вторая волна, уже более спокойная. Но мы будем работать все каникулы начиная со 2 января».
Еще недавно компания взаимодействовала, в основном, с местными жителями. Но в последний год при поддержке Куйбышевского филиала РЖД и местного Минэкономики удалось сформировать турпоток из столицы, а также Самары и Уфы. Есть как индивидуальные заявки, так и сборные экскурсии. Повышенный новогодний интерес г-н Кычанов связывает с пандемийными ограничениями в Москве и Питере, которых в Удмуртии нет.
Хорошие результаты под конец 2020 года получила и компания «Сантрек-Тур» из Кабардино-Балкарии. «Мы набрали даже больше людей, чем планировали – помогла программа кэшбэка от Ростуризма, – отмечает директор Юлия Наумова. – У нас в праздничном ассортименте было представлено несколько туров по Кабардино-Балкарии с посещением водопадов и термальных источников, выездами в горы. Набралась и программа по Северному Кавказу, хотя тут было сложнее всего из-за новых ограничений – у туристов должна быть справка об отсутствии ковида».
Однако даже в удачливых фирмах не питают особых надежд на посленовогодний период. Руководители компаний убеждены, что бизнес ждет зимнее затишье, во время которого разумнее всего начинать подготовку к лету.
Но есть компании, которым не хватило туристов и на период новогодних каникул. «В этом году мы не стали распыляться на множество новогодних программ, сосредоточились на одном сборном туре «Яркие выходные в Приволжье», ориентировались, в основном, на москвичей. Однако людей, которые присоединяются к этому туру, раз в восемь меньше, чем в прошлом году. Программа кэшбэка нам тут ничем не помогла. Разве что внутри региона спрос держится на неплохом уровне», – рассказала директор самарской фирмы «Сказка Странствий» Мария Бондарева.
«Худшие продажи с 1998 года, – солидарна с коллегой руководитель компании «Роза ветров НН» Мария Свиридова. – Если раньше мы за новогодние каникулы принимали по 400-500 туристов из других городов, то в этом году их около 20. Кэшбэк не сработал. При этом я вижу, что турпоток в Казань, в Калининград есть – и такой, что не хватает мест в отелях. А в других компаниях Нижнего ситуация примерно, как у нас, насколько мне известно. При том что ковидный режим у нас не самый страшный, а ценовая политика не изменилась. Это, конечно, обидно».
Довольно средние продажи на новогодний период наблюдает и Анна Тукмачева, директор компании «Пилигрим» из Тольятти. На ее праздничном маршруте с 4 по 7 января до сих пор много свободных мест. Похожая ситуация и в «Турфирме Ильиной» из Белгорода. Директор Наталья Волкова говорит, что на маршрутах, где в прошлые годы было до 35 человек, сегодня восемь; где были автобусы на 40 человек, теперь ставится транспорт на 9-12 персон.
Руководители этих компаний убеждены: ситуация была бы другой, если бы их регионы активнее продвигались. «Белгородская область никогда не пользовалась большим спросом. Как я понимаю, о наших туристических возможностях просто мало кто знает, – полагает Наталья Волкова. – Реклама от одного агентства мало что решит, а для местной администрации туризм далеко не на первом месте. Надо сказать, мы могли бы принимать – и когда-то принимали – намного больше туристов, в области 3,5 тысячи гостиничных мест. Но соответствующего спроса сейчас нет. А та публика, которая все же приезжает к нам в качестве туристов, все более пожилая».
Аналогичного мнения придерживается и Мария Свиридова: «С интересом наблюдаю, как за последние годы меняется работа региональных администраций с местным турбизнесом. Появляются активные, креативные команды, выделяются средства на продвижение. В той же Тюмени три года назад вообще не было туроперэйтинга – и посмотрите, что сейчас! На этом фоне Нижнего Новгорода, считай, нет. И это грустно».
Татьяна Крикун, специально для RATA-news