Будущее внутреннего туризма – за автомобилистами
В Госдуму внесен законопроект о развитии в России автотуризма. Предвосхищая реализацию национального проекта по туризму, он вводит возможности для создания дорожной инфраструктуры и сервиса. Первое чтение может пройти уже в феврале.
В Госдуму 21 декабря внесен проект закона, регулирующего развитие в России автомобильного туризма и признающего за ним статус приоритетного направления. Инициатор проекта – зампред комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов.
Сейчас основные понятия, касающиеся автотуризма, никак не отражены в нормативных правовых актах, регулирующих туристическую сферу. Законопроект предусматривает комплексные меры, которые позволят создать нормативную базу для развития этого вида путешествий, понятийный аппарат, ввести добровольную классификацию кемпингов как одного из основных видов средств размещения для путешественников-автомобилистов.
Как пояснил RATA-news юрист Российского союза туриндустрии Николай Литаренко, сейчас на федеральном уровне действительно не выработаны и не предусмотрены меры по созданию необходимой для этого вида отдыха инфраструктуры. В итоге к дорогам вообще и в том числе к тем, которые ведут к популярным туристическим объектам, например, Золотому кольцу, предъявляются очень низкие требования. Они направлены, прежде всего, на обеспечение дорожного движения, но никак не учитывают интересы туристов.
Например, нормативные требования к размещению мотелей и кемпингов на популярных туристических трассах М-10 «Россия» и М-4 «Дон» составляют одну единицу на 150 км. На 1,5 млн км дорог в России насчитывается всего около 700 кемпингов и придорожных гостиниц вдоль федеральных трасс, причем треть объектов размещения сконцентрирована вдоль дорог «Кавказ» и «Дон».
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, сейчас на автомобилях по России путешествует более 20 млн человек, однако большинство не выезжает далее 400 км от дома. Главная причина – нехватка инфраструктуры, в том числе, кемпингов, площадок для остановок вдоль автомобильных трасс, информационных центров.
По словам г-на Литаренко, новый закон позволит правительству устанавливать повышенные требования к обеспечению определенных автомобильных дорог объектами дорожного сервиса. Региональные власти, в свою очередь, смогут выделять деньги на необходимую инфраструктуру. «Федеральный закон предвосхищает развитие национального проекта по туризму – он должен способствовать тому, чтобы туристы могли беспрепятственно и с комфортом доехать до места назначения, получить в пути необходимые услуги, место для ночлега», – рассказал он RATA-news.
По словам Николая Литаренко, законопроект направлен в профильный комитет Госдумы, он будет вставлен в план слушаний. Первое чтение ожидается в феврале-марте будущего года.
О том, что будущее внутреннего туризма за автомобилистами, туроператоры говорили еще десять лет назад. По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, это связано с высокой стоимостью авиа- и железнодорожного сообщения в стране. Путешествие на автомобиле на семью из трех-четырех человек оказывается дешевле на 30-40%.
В 2020 году свою роль сыграла пандемия, повысив интерес к автомобильным поездкам. По данным туроператора «Алеан», в этом году 45% туристов отправились на отдых на своих машинах. Тренд будет усиливаться – первые итоги раннего бронирования в этой компании показали, что продолжительность поездок в Крым и Краснодарский край будущим летом вырастет и составит 10 дней. Это связано тем, что более половины туристов предпочтут путешествия на своем автомобиле.
Светлана Ставцева, RATA-news