Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сможет ли Россия не отдавать самолеты в лизинге

07:34, 3 марта 2022

На совещании в Минтрансе с участием крупнейших российских авиакомпаний обсуждался вопрос о том, как оставить в России самолеты иностранного производства в условиях запрета Евросоюза на поставку новых лайнеров и аннулирования до 28 марта 2022 года действующих лизинговых договоров.

Напомним, 26 февраля из-за военных действий на Украине ЕС ввел санкции против российского транспортного сектора, которые включают запрет на продажу России воздушных судов и запчастей к ним. Лизинговым компаниям запрещено заключать новые контракты с российскими перевозчиками, действующие контракты необходимо разорвать в течение 30 дней и отозвать самолеты. Два самолета – «Победы» и Nordwind Airlines – уже задержаны за пределами России по требованию лизинговых компаний.

Как рассказали РБК два источника, 28 февраля с представителями отрасли встречался замминистра транспорта Игорь Чалик. В совещании приняли участие топ-менеджеры группы «Аэрофлот», S7 Group, «Уральских авиалиний» и Utair. В качестве одного из вариантов решения проблемы рассматривается национализация воздушных судов.

 По данным Росавиации на середину февраля 2022 года, эти компании эксплуатировали 491 самолет производства Airbus, Boeing и Embraer. По итогам 2021 года они перевезли 80 млн человек, или 72% от всего пассажиропотока российских авиакомпаний. Парк импортных самолетов «Аэрофлота», S7, «Победы», «России», «Уральских авиалиний» и Utair стоит $10-12 млрд, говорит профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва.

Национализация флота – самый реальный сценарий, других вариантов сохранения работоспособности прямо сейчас нет, говорят эксперты. По их словам, это должно быть решение государства, потому что сами компании не имеют законных оснований задерживать самолеты, если есть требование лизинговых компаний их вернуть. Если будет принято решение о выкупе самолетов, государству придется обсуждать такую возможность с США и ЕС. Как технически может происходить «национализация» иностранных самолетов, источники не говорят.

Государство будет помогать в первую очередь группе «Аэрофлот», на нее приходится 41% рынка авиаперевозок, указывают источники РБК. В «Аэрофлоте» государству принадлежит 57,3% акций. Акционеры S7 и «Уральских авиалиний» – физические лица. Группа S7 принадлежит семье Владислава Филева, компания «Уральские авиалинии» – ее гендиректору Сергею Скуратову.

В случае национализации иностранных самолетов на них можно будет летать не больше полугода, поскольку западные санкции распространяются и на поставки запчастей, говорит директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. «Затем самолеты будут разбирать на запчасти», – отмечает он. Национализация самолетов – это не спасение ситуации, соглашается источник РБК в российской авиакомпании из топ-5, парк надо еще ремонтировать и менять запчасти, «будет каннибализм флота».

Более эффективной временной мерой г-н Фридлянд считает вложение средств в восстановление советской и российской авиатехники – Ан-24/26, Ту-134/154, Як-40/42 и Ил-96.

Минтранс склоняется к мысли о национализации самолетов, но власти еще не приняли окончательного решения о том, что делать с самолетами Airbus и Boeing, которые могут быть отозваны лизингодателями. Они ожидают, что конкретный сценарий развития событий может появиться до конца недели.

При этом европейские компании, предоставлявшие самолеты в лизинг российским авиаперевозчикам, сами оказались в затруднительном положении. Им надо вернуть сотни «российских» самолетов всего за 30 дней. Сделать это в нынешней ситуации очень непросто.

Как пишет Financial Times, обычно возврат планируется за год. «Арендодателям будет очень трудно понять, как расторгнуть эти контракты в течение 30 дней, то есть до 28 марта, – сказал один из представителей отрасли. – Тем более непонятно, как вообще вернуть столько самолетов за столь короткое время.».

Кроме того, как отмечает президент Ассоциации лизинговых компаний Европы IBA Фил Сеймур, дополнительной проблемой для иностранных лизингодателей станут европейские и американские санкции против банковского сектора России. В ближайшее время российские компании должны будут сделать очередные выплаты по действующим контрактам, а с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Возможное отключение России от SWIFT только усугубит ситуацию, отмечает г-н Сеймур.

Эксперт пояснил причины всех трудностей, пишет Bloomberg. По его словам, Россия дала понять, что если Европа отказывает в лизинге, то пусть сама и забирает самолеты. Как доставить в Россию 520 экипажей, если небо России, Белоруссии и Украины закрыто? Вылететь в Россию не получится. Даже если открыть небо для этой перевозки, то возникает другая сложность. После передачи самолетов лизинговым компаниям они перестанут быть российскими, а иностранный самолет не может летать в воздушном пространстве России.

Россия должна внести лизинговый платеж за февраль. Она согласна, но не может это сделать, потому что отключен SWIFT. И даже если все эти проблемы будут решены, непонятно, что делать Европе с таким количеством самолетов, которые невозможно продать.

И последнее. Инициаторами расторжения лизинга стала Европа. Значит, она должна заплатить штраф. «Даже по первичным подсчетам этих расходов – мы все уже банкроты. Проще обанкротиться, чем забрать борта. Это дешевле», – признал Фил Сеймур.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно