Пегас с 18 октября

Перспективы направления – очевидны

Мы уже рассказывали о том, что на московском рынке совсем немного компаний предлагают туры в Армению, хотя перспективы этого направления очевидны (RATA-news от 7 августа 2003 г.). Сегодня эту тему продолжает заместитель министра торговли и экономического развития Армении Ара Петросян.

- В последнее время много говорится о туризме, как об одном из наиболее приоритетных направлений развития экономики Армении. Какими данными о процессах в отрасли располагает Министерство торговли и экономического развития республики?

- За первую половину этого года Армению посетили порядка 75 тысяч туристов. Для сравнения: за аналогичный период 2002 года в республике побывало 58 тысяч туристов. Таким образом, поток туристов в республику вырос на 27,7%. Мы ожидаем, что подобные темпы роста будут сохранены до конца года и прогнозируемая в начале 2004 года отметку в 200 тысяч туристов, против 163 тысяч в 2002 году. Успехи в сфере туризма я однозначно связываю с реализуемой в последние годы государственной политикой, направленной на всеобщее поддержание сферы путем целевых государственных программ, урегулирования законодательного поля, осуществления рекламных кампаний и т.д.

- Сколько денег оставили в Армении эти 75 тысяч туристов?

- Согласно нашим подсчетам, включая авиаперевозки, каждый турист оставляет в Армении за семь дней пребывания примерно $800-1000. Если умножить эту цифру на 75 тысяч, то получим без малого $75 млн. долларов. Оценивая влияние индустрии гостеприимства на экономику страны, мы пришли к очень интересной цифре: доля туризма в ВВП страны колеблется от 6% до 8 %. Это довольно серьезный показатель. При условии сохранения внутренней стабильности и отстраненности от региональных эксцессов, мы в состоянии обеспечить рост поступлений по линии туризма ежегодно на 20%.

- Решению каких проблем уделялось особое внимание при реализации программ, предусмотренных государственной концепцией развития туризма Армении?

- Еще в 2000 году были четко зафиксированы основные проблемы отрасли и пути их решения. Задачей номер один стало повышение уровня туристического сервиса. К тому времени картина была такова - несовершенные туруслуги, бездорожье и отсутствие автобусов соответствующего класса, острая нехватка кадров, неблагоустроенные музеи и культурные комплексы, монопольная ситуация в гостиничном и ресторанном бизнесе, низкий уровень обслуживания. Сегодня в Армении сложилась довольно серьезная конкуренция в гостиничном бизнесе, проблемы с дорогами практически решены, усилиями частного сектора закуплены 20 оснащенных кондиционерами и санузлами автобусов туристического класса. Только за последние два-три года открылись и были восстановлены около 20 больших гостиниц. Серьезная конкуренция наблюдается и в ресторанном секторе - ежемесячно в Армении открываются 1-2 новых ресторана. Все это позволило нам удержать европейский и японский рынки. Параллельно, в рамках благотворительной программы "Линси" задействованы проекты "Культура" и "Туризм" – восстановление дорог, комплексов культуры, музеев. Музейный сектор в нашем туристическом продукте - довольно серьезный фактор. Вторая глобальная задача – цены. Посещать Армению было в определенной степени дорого. Пользуясь случаем, хочу внести некоторые разъяснения по данному поводу. Зачастую сравнивают культурно-ознакомительное туристическое посещение Армении с туристическим посещением Турции по принципу "солнце + море". Во втором случае человек ограничивается пребыванием определенного отрезка времени в гостинице рядом с морем, почти не передвигается, не пользуется услугами транспорта, ему не нужен гид-переводчик. Армения совсем иное дело – тургруппа из Японии за три дня может объездить всю страну и успеть заскочить в Нагорный Карабах. То есть, сравнивать десятидневное пребывание в Армении с посещением культурных и исторических достопримечательностей, музеев, с десятью днями на берегу моря в Анталии неверно. Это разные уровни туризма. Тем не менее, об определенной дороговизне посещения Армении, говорить можно. Проанализировав компоненты армянского турпродукта, мы пришли к выводу, что дороговизна эта, в основном, была связана с гостиничными ценами. Нам удалось ликвидировать монополию в гостиничном бизнесе, что привело к некоторому спаду цен. И конечно, на цены нашего турпродукта оказало воздействие формирование нового поколения гидов-переводчиков. В 1999-2000 г.г. у нас в этом отношении были серьезные проблемы. Количество профессионалов было крайне ограничено. Была задача – создать новое поколение гидов-переводчиков, которые бы конкурировали со старой "гвардией". Это тоже, кажется, на сегодня решенная задача. В стране действует ряд частных, и государственных вузов, специализирующихся на подготовке гидов-переводчиков. Третья задача состояла в должном представлении Армении на международном рынке, что сразу же было воспринято государственной функцией. С этой целью, по предложению министерства торговли и экономического развития, было основано армянское Агентство развития туризма, призванное осуществлять рекламную кампанию страны на международном рынке. Деятельность Агентства основана на софинансировании - частично государством (20-30%), частично частным бизнесом. Это, в основном, те задачи, которые были нами поставлены и решение которых должно будет обеспечить к 2003 – 2004 г.г. приток в республику порядка 200 тысяч туристов. На повестке стоит четвертая, весьма серьезная задача, сделать Армению частью регионального турпродукта. Будучи отдельно представленной, Армения занимает довольно ограниченную нишу. Японский турист вряд ли приедет в регион, ограничившись целью увидеть только Армению, или Грузию, или Иран, или Нагорный Карабах. Он, вероятно, захочет оправдать столь долгий путь и немалые расходы. Поэтому мы очень серьезно рассматриваем процессы интеграции с соседними странами с целью формирования всеобъемлющего регионального турпродукта и считаем целесообразным предстать на международном рынке именно в таком формате. В частности, Всемирная туристская организация очень серьезно стимулирует турпродукт "Великий шелковый путь", где Армения имеет свое четкое присутствие.

- Не секрет, что первое впечатление от страны турист получает еще в аэропорту – нет ли здесь проблемы?

- Я уже отмечал, что наша инфраструктура несовершенна и, в этом плане, проблема аэропорта стоит весьма остро. Здесь ведется интенсивная работа управлением авиации, контролируемая президентским аппаратом. Предпринятые мероприятия уже значительно улучшили ситуацию. Необходимо учитывать, что в данном вопросе мы ограничены определенными рамками, дальше которых улучшать ситуацию невозможно. Очевидно, нам необходима новая аэропортная инфраструктура. Само здание аэропорта "Звартноц" как архитектурное строение хорошее, однако, по своей сути, аэропортовый комплекс не в состоянии удовлетворить растущие темпы международных перевозок. Не надо забывать, что "Звартноц" построен в советские годы и был предусмотрен для обслуживания внутренних полетов. Отсутствовали службы по пресечению границы, таможенный контроль, визовая служба. Но все-таки попытки оптимизировать ситуацию предпринимаются. (Regnum.ru)