fox-express.ru

В городах Черноземья пока не видят заметного притока российских туристов

Заметного притока туристов в Центральную Россию пока не наблюдается. О том, что нужно сделать для активизации спроса, шла речь на II туристическом форуме в Воронеже, который собрал представителей власти, турбизнеса и смежных отраслей из городов Черноземья. Пока власти регионов, не имея средств для масштабного развития объектов показа, принимают в основном организационные меры. Так, 11 субъектов ЦФО вошли в проект «Русские усадьбы». Предполагалось, что это упростит маркетинг и рекламу межрегиональных туров. Но, по словам руководителя департамента культуры Воронежской области Эмилии Сухачевой, логистика пока не выстроена: не определены «точки входа» для туристов, желающих проехаться по усадьбам, к примеру, Липецкой, Воронежской и Тамбовской областей.

В каждом регионе есть календарь фестивалей и праздников на 2016 год, обычно его можно найти на сайте департамента культуры и туристско-информационного центра. В перечнях сотни мероприятий. Однако организаторы поездок об этом, как выяснилось, даже не подозревают. Как рассказала «Российской газете» координатор экскурсионных программ компании «Черноземье-тур» Наталья Панова, времени на мониторинг у турфирмы нет, а новостные сайты анонсируют события за пару дней, когда сформировать тур уже нереально. По ее словам, нет единого источника, где можно было бы узнавать о событиях всех интересующих компании регионов, поэтому турфирмы «фишкой» поездок делают не фестивали, а объекты. В Тамбовской области это музей греха и Мичуринск с его знаменитыми яблоками, в Воронежской – развлекательный комплекс «Кудеяров стан».

На то, что событийные календари мало известны турфирмам, посетовала также гендиректор тамбовского бюро путешествий «Джинтур» Галина Гриднева: «Сколько возим людей в Елец на обзорные экскурсии, а только сейчас на форуме узнали, что там проходит много замечательных фестивалей! В марте на «Интурмаркете» услышали и про «Раненбургское застолье». Что в Воронеже происходит – вообще темный лес… В тамбовском календаре, который, думаю, не все мои коллеги-земляки видели, 90% событий – мертвые. Мы берем пять-шесть проектов, куда клиент точно поедет».

Причем, чтобы событие стало туристическим, мало собрать множество участников и зрителей. Как пояснил региональным турфирмам председатель наблюдательного совета Национальной ассоциации специалистов событийного туризма Геннадий Шаталов, «нужно, чтобы приехали люди из других мест и потратили у вас деньги – на билеты, еду и сувениры, а в идеале остались на ночлег и наутро еще какие-то местные достопримечательности посетили». «Фестиваль должен быть частью турпродукта, который можно продать. Это же бизнес! В Черноземье есть события, на которых реально делать бизнес. Но им зачастую не хватает грамотного пиара. Информацию надо давать и заранее, и после мероприятия, использовать соцсети, обмениваться рекламой с соседними регионами», – сказал он. Например, липецкие фестивали неплохо знакомы туроператорам из других регионов – в том числе благодаря рекламным турам. На «Антоновские яблоки» в Елец приезжают торговать мастера со всего округа и даже из Екатеринбурга. Кстати, прямо на форуме чиновники из Липецкой области заявили, что готовы отдать щиты на трассе М-4 «Дон» под рекламу событий Воронежа и Тамбова – бесплатно, на условиях партнерства – и рассказывать на местном телеканале о туристических возможностях Черноземья.

Пока коммерческий потенциал большинства объектов почти не используется. Уникальный музей-заповедник «Костенки» под Воронежем тоже проводит несколько фестивалей в год. Местный бизнес лишь недавно начал продавать там сувениры. А ниша развлечений для туристов – мастер-классы, фотосессии, игры – практически не занята.

Директор агентства путешествий «Румб» из Тольятти Игорь Степанов уверен, что продвигать событие помогают всероссийские конкурсы и премии, так как на презентацию лучших проектов приезжают туроператоры. Он, например, еще в прошлом году приметил интересные фестивали в финале Russian Event Awards и уже свозил автобус туристов на праздник пельменя в Ижевск. «Мы дополнили программу экскурсиями, мастер-классами и эксклюзивным концертом «Бурановских бабушек». Увы, гостиница по комфорту оказалась не лучше палатки. Но в атмосфере праздника подобные огрехи не так заметны – в чем и прелесть событийных туров. Мы возим тольяттинцев на фестивали уже пять лет, сейчас расширяем линейку предложений. В июне поедем в Липецкую область на «Раненбургское застолье». Я готов рассматривать и другие варианты в Черноземье, но – если это будет приемлемо по цене с учетом дороги. Пятидневный тур за 10-12 тыс. рублей у нас еще купят, а дороже 15 тыс. – вряд ли», – рассказал он.

Цены – еще одна «ахиллесова пята» внутреннего туризма. По оценкам экспертов, три дня в Воронеже с экскурсиями и питанием обойдутся в среднем тысяч в семь – без учета проезда до города. Гостиницы и кафе если и делают скидки для групп, то небольшие. Люди хотят платить за ночлег и завтрак 600-700 рублей в сутки – в столице Черноземья так можно жить только в хостеле. Директор «Костенок» Виктор Ковалевский полагает, что завышены и расценки турагентств: «У разных фирм поездка к нам, всего за 40 километров от города, стоит от 700 до 1100 рублей с человека. Притом что сама экскурсия – 50 рублей, для группы – 500».

На воронежском форуме подняли немало острых вопросов. В частности, в городе не хватает экскурсоводов: специалисты советской закалки расписаны на весь сезон, молодые самоучки плохо владеют материалом. В одном из вузов предлагают полугодичный курс – но далеко не все желающие готовы выложить за обучение 30 тыс. рублей. Немало проблем и у тех, кто открывает сельские гостевые дома. Стандарты для них на федеральном уровне не разработаны, и объекты оказываются вне закона.

  • Еще материалы этой рубрики