Нина Синицына: «На яхту мы берем только единомышленников»
Пока мы беседуем с учредителем «Дружеской регаты» Ниной Синицыной в Москве, ее муж Сергей переходит Атлантику. Нина периодически отвлекается, выполняя роль метеорологического центра – передает данные о погоде для корректировки курса. Через приложение мы видим, где яхта преодолела штиль и как движется в направлении встречного ветра. Судно должно пройти от Карибских до Азорских островов. Был февраль. В Москве в это время легкий снежок – отголосок того самого северо-атлантического циклона, с которым Сергей встретился в океане. Спустя месяц границы начали закрываться, а большие планы на новый сезон, например, путешествие в Новую Зеландию, рушились на глазах. Пять лет походы под парусом были бизнесом для семьи бывших топ-менеджеров, которые предпочли волны офису. Как и многих, пандемия застала их врасплох, но не остановила, проложив курс к новым форматам туризма в России.
- Нина, как пандемия повлияла на ваш проект?
- Мне пришлось продать машину. Руководитель одной хорошей норвежской компании, где мы арендовали лодки на лето 2020, хрипло сказал мне по телефону:
«This is the end, Nina. The company will become bankrupt within few days». И положил трубку. У них зависло несколько тысяч евро, которые мы должны будем вернуть клиенту. И я не знаю, кому хуже – мне, «викингу» или парням, которые не смогли дождаться своего отпуска, ради которого так долго работали. Это лишь один пример, а в июне таких было десятки в день. Но сейчас уже прошла первая смена парусно-походных выходных на Волге – новый продукт от «Дружеской регаты». И получилось отлично, ещё две собраны и открыта запись на август.
- Что это за продукт?
- Семейный походный лагерь «Остров Робинзона» в Тверской области. Пять минут на катере от причала Новомелково. Это настоящий четырехдневный поход с палатками на берегу Волги, рыбалкой, купанием и другими активностями. И релакс, и активный отдых, в зависимости от того, что вам больше нужно именно сейчас. На лето 2020 года запланировано шесть смен. Идея пришла мне еще в июне, когда все было закрыто, но объявили, что путешествия по России возможны.
Я разговаривала с теми клиентами, кто не сможет пойти на яхте с детьми в этом году, спрашивала, каких эмоций им не хватает, когда нет регаты. В итоге поняла, что атмосферу, по которой так скучают яхтсмены, можно создать и в палаточном лагере на берегу реки, подставляя ветру и солнцу свое лицо, слушая тишину или детский веселый смех. Парусный катамаран – есть, куда мы без парусов!
Мы живем в палатках, наслаждаемся закатами и рассветами, купаемся, ходим под парусами и на лодках, вожатые организуют детей, учат их разводить костер, ориентироваться на местности, ставить палатки, готовить пищу. Повар готовит еду, а посуду моем сами, каждый за собой. Электричество в нашем шатре только по вечерам на три часа, но есть стационарный аккумулятор в общей зоне, где можно зарядить телефон. Это отдых почти без гаджетов. Душа нет, есть водохранилище и походная баня.
- А как жила «Дружеская регата» до пандемии?
- Муж много времени проводил в море. Кто-то из нас обязательно присутствовал в каждом путешествии. Сергей не только один из капитанов, но и руководитель флотилии, на нем выбор лодок, подбор, инструктаж и обучение капитанов, разработка маршрута, а я обычно отвечаю за всех вожатых. Всего в команде по семь капитанов и вожатых. Плюс еще береговой штаб. За коммуникации с ними и решение организационных вопросов отвечаю я.
- В какой момент вы поняли, что яхтинг – это не хобби, а новая ниша и семейное дело?
- Это было хобби моего мужа. Когда он еще работал наемным менеджером, пришла идея о бизнесе, и Сергей целенаправленно начал ее развивать. Мы увидели, что такой формат отдыха востребован, оценили минусы и поняли, как можно сделать по-другому. Сергею пришла мысль подбирать в группы именно единомышленников, а еще придумывать развлечения на борту.
Людей подкупает то, что это активный отдых, но без свойственных ему минусов, когда нужно нести рюкзак и обходиться без удобств. Градус экстрима есть, но его можно регулировать. Все органы чувств буквально за два дня ощущают столько изменений, будто отдыхаешь неделю. Пляжный отдых не дает такой перезагрузки.
За все время через нас прошло 2,5 тысячи человек и некоторые – до восьми раз. 88% клиентов – возвратные. Мы почти не тратили деньги на рекламу и маркетинг.
- С какого маршрута вы начинали?
- Начинали со стандартных регионов – Турции и Хорватии. Лодки там наиболее доступны и много предложений по аренде. До пандемии мы проводили не менее 15 мероприятий в год. Маршруты самые разные: заокеанские территории – Куба, Мексика, Карибы, Французская Полинезия, хотели организовать путешествие в Новой Зеландии. Мы всегда включали в программы северный яхтинг – Исландия, Норвегия. Для семей с детьми больше подходят классические направления – Италия, Франция, Черногория, Хорватия.
- Какова вообще минимальная цена путешествия на яхте?
- Яхта «Мальтийский сокол», к примеру, стоит 450 тысяч евро в неделю. Недельная аренда обычной лодки без капитана в зависимости от сезона и региона стоит от 1 до 7 тысяч евро. Если у вас есть друг капитан, то можно пойти на лодке за 500 евро в неделю на 6-8 человек без учета дополнительных расходов. Если капитана нет, то расходы увеличиваются на оплату его работы, а это от 700 до 1500 евро в неделю плюс питание и место капитана.
Есть несколько сайтов-агрегаторов, где что-то говорится о лодках. Аренда люксовых яхт работает через специальных брокеров, к бизнесу которых предъявляются определенные требования. Например, вы должны профессионально заниматься чартерным бизнесом, иметь страховку ответственности перед третьими лицами и т.д.
- Лодки можно квотировать?
- Да. Мы выкупали лодки в сентябре-октябре на все лето следующего года. Участники путешествий бронируют места заранее. На ноябрь-декабрь приходилось 10-20% бронирований. Следующий пик – конец января-февраль. Особенно много туристов с детьми планировали поездки в этот период. Затем бронирования идут в марте и примерно 5% – last minute.
- Как обычно устроена жизнь на лодке?
- Считается, что отдыха с детьми не существует, но мы стараемся этот миф развенчать. Дети на лодке всегда должны быть при деле. Папа, мама и ребенок наравне вяжут узлы, ставят паруса, опускают и поднимают якорь.
В детской регате мы старались проводить на ходу 3-4 часа в день, чтобы не переутомлять людей. Во взрослых походах – 5-6 часов. Ночевка всегда у берега либо на якорной стоянке в укромной бухте.
- Насколько сложно получить право управления лодкой и как это делается?
- Сейчас это очень востребовано, школы есть в любом порту. Занятия проводятся там, где зарегистрирована школа. У нас это Черногория. Ты живешь на лодке, здесь же изучаешь и теорию, и практику, сразу понимаешь, что такое оверштаг, а что фордевинд.
Правда, в этот период искупаться или посмотреть достопримечательности не получится. Школа стоит 1580 евро за две недели без логистики. В случае успешной сдачи экзамена выдается временный сертификат, который действует два месяца. Позже в Канаде выпускается пластиковая карточка. В группе обычно не более пяти человек, такое ограничение оговорено ассоциацией International Yacht Training (IYT).
Существует отдельный курс competent crew для тех, кто знает, что не решится самостоятельно взять лодку. Достаточно недели обучения. Иногда этот тур мы включаем в программы, которые готовим для крупных компаний. Как раз недавно сотрудники одного банка прошли такой курс в марине Porto Montenegro.
- Границы понемногу открываются. Будет ли существовать «Дружеская регата» в прежнем виде?
- С открытием Турции мы быстро организовались и уже в августе идем двумя сменами в семейный яхтинг на пяти лодках.
- Вы задействуете в продажах турагентства?
- Когда мы формируем наши продукты, стараемся включаться во все процессы, беседуем с каждым новым участником и думаем о том, какое настроение будет на борту. Тур нельзя купить просто в интернете, не встретившись с командой. Мы доводим до каждого формат и ценности «Дружеской регаты». Если человек принимает и разделяет их, открыт новому опыту, то все проходит замечательно. Но если люди еще при знакомстве начинают агрессивно себя вести или настаивать на своих правилах, то путешествие вряд ли состоится. Для таких клиентов мы можем сделать индивидуальный тур по запросу. Так что сторонней компании будет сложно продавать наши мероприятия.
Но у нас есть продукт, который могут продавать турагенты. Это все, что касается корпоративной сферы и партнерских мероприятий, что входит в сферу MICE, включая конференции и тренинги. То же касается индивидуальных запросов, когда путешествие заказывает семья или компания друзей.
Наталья Рудакова, RATA-news