Travelport с 25 октября

«Целесообразно сделать использование электронной путевки для турбизнеса бесплатным»

Ростуризм, отраслевые организации и турбизнес выступили с консолидированной позицией по законопроекту об электронной путевке: услуга должна быть бесплатной для бизнеса, а сама система находиться под управлением и контролем Ростуризма. Об этом шла речь на первой встрече руководства отраслевого комитета Госдумы и рабочей группы по электронной путевке.

2 февраля состоялось первое заседание рабочей группы «Функционирование единой информационной системы электронных путевок». Она была создана в декабре 2020 года на фоне решительного неприятия турбизнесом предложенной версии соответствующих поправок в отраслевой закон. Организатором выступил комитет Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи.


Напомним, в мае 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности» (в части правового регулирования функционирования единой информационной системы электронных путевок). Он предусматривал введение обязательного и платного использования единой информационной системы «Электронная путевка», в качестве потенциального оператора которой позиционирует себя компания «Национальные туристические технологии» (НТТ).

У турбизнеса было много нареканий. Тем не менее, авторы законопроекта продолжили ускоренную подготовку ко второму чтению. Поправки предусматривали, в том числе, создание альтернативного гарантийного фонда, который складывается из взносов, уплачиваемых с каждого реализованного тура.

Второе чтение должно было состояться 22 декабря, однако его перенесли на неопределенный срок. Голос турбизнеса был услышан. Помогло то, что ведущие туристические сообщества страны выступили с консолидированной позицией. Совместное письмо об этом подписали руководители Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ), Российского союза туриндустрии (РСТ), «Турпомощи», комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ. Оно было направлено председателю правительства РФ.

Четко обозначил свою позицию Ростуризм: ведомство не поддержало проект в предложенном функционале. Свою роль сыграл и круглый стол по проекту закона, который в ноябре провел комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи уже под руководством Бориса Пайкина.

Перенос рассмотрения законопроекта в декабре 2020 года, кстати, стал уже пятым по счету. Сейчас, как сказал заместитель председателя комитета ГД Сергей Кривоносов, отраслевой комитет возвращается к обсуждению вопроса об электронной путевке, чтобы найти баланс – с одной стороны, выполнять государственные задачи, а с другой – не навредить, так как турбизнес наиболее пострадавшая индустрия за время пандемии.

Одна из основных целей законопроекта – добиться прозрачности рынка. «При этом целесообразно сделать использование электронной путевки для турбизнеса бесплатным. Соответственно эти расходы не будут переложены на потребителя и не приведут к удорожанию турпродукта», – подчеркнул депутат.

Также важна, по его словам, защита персональных данных и сохранение коммерческой тайны. Поскольку информация о клиентской базе, объемах, структуре продаж представляет несомненный интерес для конкурентов, ее надлежит хранить только под строгим государственным контролем.

Гендиректор компании «Пегас Туристик» Анны Подгорная сказала RATA-news, что заседание рабочей группы прошло очень конструктивно. «Мы полностью разделяем позицию Ростуризма и РСТ. Мы также считаем, что система электронных путевок должна вести к большей прозрачности рынка, не становясь при этом дополнительной нагрузкой для турбизнеса и не нанося ущерба интересам потребителей», – пояснила она.

При введении электронной путевки, по словам г-на Кривоносова, очень важно организовать полноценное тестирование работоспособности всех систем. По этой части у турбизнеса также немало вопросов.

«В начале 2018 года наша компания проводила в тестовом режиме интеграцию своих программ с системой электронных путевок. Мы привлекли к этому трех программистов, на восемь месяцев оторвав их от основных функций. Была проделана огромная работа, а дальше наступила тишина. С 2018 года у нас не было доступа к этой системе, мы не знали, что с ней происходит – и вдруг получаем законопроект об электронной путевке, который не имеет ничего общего с тем, что мы раньше обсуждали и к чему готовились», – рассказала Анна Подгорная.

Сейчас ситуация еще менее понятная. «Заместитель главы НТТ Константин Якушев сказал на обсуждении, что в данный момент систему тестируют «один небольшой и один крупный туроператор», но почему-то не назвал их. На рынке также не знают, о ком идет речь. При этом у нашей компании есть соглашение с НТТ о тестировании, но нас никто никуда не приглашал»,

В компании «Анекс Тур» также придерживаются мнения, что пока никакой системы электронной путевки нет, иначе как можно объяснить тот факт, что компания, один из крупнейших игроков на рынке, до сих пор не получила к ней доступа. «Чтобы сделать предварительную оценку, нам нужен доступ в программу, а не в личный кабинет, где можно внести путевку лишь вручную. Более того, этот доступ не был предоставлен и крупному провайдеру программного обеспечения «Само софт», который работает с сотнями туроператоров», – сказала RATA-news заместитель гендиректора «Анекса» Яна Муромова.

По ее словам, туроператоры сегодня на 90% работают в онлайне и в автоматизированном режиме. «И в рамках наших объемов любые изменения и интеграции могут длиться месяцы и даже годы, так как неотлаженный механизм и случайная ошибка способны привести к колоссальным потерям, – говорит г-жа Муромова. – А сколько потребуется времени для всего рынка, особенно с сегодняшними финансовыми трудностями, вообще не берусь оценивать»

При этом интеграция с системой – это финансовые вложения, независимо – будет она платной для туроператоров или нет. В случае «Анекса» расходы могут исчисляться миллионами, поэтому, если будет введена плата за каждую путевку, она ляжет на плечи туристов.

Уполномоченный представитель Coral Travel по правовым и корпоративным вопросам Денис Павлов высказывает ту же позицию: «Предполагающаяся проектом финансовая нагрузка на субъектов рынка не отвечает заявленному в проекте статусу информационной системы как государственной. Полагаем, что перечень сведений, передаваемых туроператором в систему электронных путевок, должен следовать только определенной законом цели. Будет полезным до принятия решений по законопроекту установить тестовый период для обобщения мнений пользователей. В целом поддерживаем позицию Ростуризма по этому законопроекту».

РСТ и профильный комитет РСПП, по словам ее почетного президента Сергея Шпилько, также поддерживают в отношении законопроекта консолидированную позицию Ростуризма и Роспотребнадзора. Это касается, прежде всего, бесплатного использования электронной путевки, если вообще ее вводить в обязательном порядке. Тем более, что от туроператоров в любом случае потребуются немалые расходы на обеспечение взаимодействия с информационной системой.

«Ее управление должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма напрямую или через оператора, определенного им в порядке, установленном российским законодательством, или, по представлению того же Ростуризма, правительством. Это особенно важно с учетом конфиденциальности передаваемой коммерческой информации и персональных данных, а также в связи с риском сбоев в работе системы, в том числе, в разгар высокого сезона», – сказал г-н Шпилько.

Учитывая чрезвычайно тяжелую ситуацию в отрасли, предполагаемые сроки выхода из кризиса и тот факт, что запуск системы потребует немало сил и времени, срок введения электронной путевки как обязательной, по мнению РСТ, нельзя устанавливать ранее 1 января 2023 года.

«Я также поддерживаю мнение главы Ростуризма о том, что закон об электронной путевке было бы правильно рассматривать не отдельно, а в рамках нового проекта закона о туризме, обсуждение которого планируется до конца нынешнего года», – сказал Сергей Шпилько.

Спикер также убежден, что надо тщательно проработать вопрос контроля за исполнением закона об электронной путевке. Сейчас средств, а также сотрудников в Ростуризме для эффективного осуществления функций контроля и надзора недостаточно. А если требование использования электронной путевки будет легко обойти, то введение ее в оборот только усилит на рынке недобросовестную конкуренцию.

Что касается предлагаемого в поправках альтернативного гарантийного фонда, то, по мнению Сергея Шпилько, надо не откладывая совершенствовать нормативную базу существующей системы финансового обеспечения ответственности туроператоров, включая работу «Турпомощи». И безотлагательно предпринять все меры, чтобы до марта разрулить ситуацию с кризисом страхования ответственности туроператоров по договору о реализации турпродукта в сфере выездного туризма.

Светлана Ставцева, RATA-news