Турбизнес и органы власти против законопроекта об электронной путевке
Несмотря на беспрецедентную критику законопроекта об электронной путевке лоббисты прикладывают максимум усилий, чтобы продавить его до конца весенней сессии. В понедельник комитет Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи вновь выносит законопроект на обсуждение в Совет Госдумы.
Напомним, Госдума 12 мая приняла в первом чтении законопроект о введении в России электронной путевки. Законопроект был внесен в Думу в ноябре 2019 года, его первое чтение несколько раз откладывалось. Против принятия документа активно выступали представители туристической общественности.
В частности, в апреле обращение председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой отложить рассмотрение законопроекта на период, когда отрасль выйдет из кризиса, подписали президент РСТ Андрей Игнатьев, глава комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ Юрий Барзыкин и руководитель комиссии по туриндустрии РСПП Сергей Шпилько.
С просьбой о введении моратория на нормотворческие инициативы, связанные с увеличением финансово-административной нагрузки на бизнес, в частности, на введение электронной путевки, предприятия индустрии туризма ранее обращались к президенту России Владимиру Путину. В коллективном письме туристических ассоциаций рассмотрение подобного рода законодательных инициатив в сложившейся ситуации названо кощунственным.
Руководители Российского союза туриндустрии (РСТ) и Ассоциации туроператоров России (АТОР) в мае 2020 обратились с совместным письмом Владимиру Путину с просьбой не допустить принятия закона об электронной путевке.
На фоне такого противостояния и в то время, когда туриндустрия переживает тяжелейший кризис, ответственный комитет Госдумы подготовил ко второму чтению поправки, которые кардинально меняют содержание документа, принятого в первом чтении. Причем готовился законопроект практически тайно, он до сих пор не размещен на специальном портале Госдумы «Система обеспечения законодательной деятельности»,
В начале июля настойчивые попытки протащить электронную путевку обсуждались на пресс-конференция в ТАСС.
В результате такой борьбы второе чтение, намеченное на 8 июля, было перенесено сначала на 15-е, а затем на 21 июля.
Примечательно, что на этот раз турбизнес и многие органы власти оказались по одну сторону баррикад. Приведем несколько примеров.
Против принятия законопроекта в нынешнем виде выступил Ростуризм. В письме руководителя ведомства на имя заместителя председателя правительства Дмитрия Григоренко сказано, что при внесении поправок в законопроект, принятый в первом чтении, изменилась сама его концепция, что противоречит регламенту Госдумы.
То есть вместо того, чтобы при доработке ко второму чтению учесть содержащиеся в официальном отзыве правительства от 1 апреля 2020 года замечания к документу, принятому в первом чтении, группа депутатов внесла в него поправки, ярко демонстрирующие намерения не останавливаться на сборе «туристских взносов». Инициаторы изменений явно стремятся в принципе перетянуть на себя регулирование туроператорской деятельности путем создания альтернативной системы финансовой ответственности.
В письме Ростуризма отмечается, что эти поправки не обсуждались ни с общественностью и экспертными организациями, ни с уполномоченным органом исполнительной власти в сфере туризма. Также Ростуризм отмечает, что создание гарантийного фонда в предлагаемом виде «может привести к существенному снижению уровня защиты имущественных прав туристов» и появлению дополнительных стимулов к «недобросовестному поведению участников туристского рынка». Ведомство считает целесообразности продлить время предоставления поправок к законопроекту до конца сентября и перенести его рассмотрение на более поздний срок.
С критическими замечания по законопроекту выступил Роспотребнадзор, также обратив внимание на изменение концепции документа, подготовленного ко второму чтению. В письме на имя заместителя руководителя аппарата правительства РФ Ильи Трунина глава ведомства указывает на правовую неопределенность «туристского взноса», который ближе всего к понятию сбора, но таковым в точном смысле этого слова не является. Отмечена неадекватность правовой конструкции гарантийного фонда, средства в который должны будут в конечном счете вносить потребители. А некой «некоммерческой организации» предоставляется возможность единолично распоряжаться этими деньгами, направляя их на инвестиционную, то есть предпринимательскую, деятельность и на содержание самой «уполномоченной организации».
В письме ведомства прямо говорится, что к заявленным в пояснительной записке целям, связанным с защитой прав потребителей туруслуг и обеспечением эффективных механизмов ответственности туроператоров, законопроект в предложенной редакции отношения не имеет. Роспотребнадзор законопроект не поддерживает.
Даже в заключении по проекту закона правового управления Госдумы говорится, что при предложенном порядке расходования средств гарантийного фонда «должная защита прав потребителей может быть не обеспечена».
И, наконец, комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности на заседании 13 июля, как следует из протокола, пришла к выводу о целесообразности переноса сроков рассмотрения законопроекта на осеннюю сессию, а также о возможности продления сроков подготовки поправок к законопроекту.
Напомним, что на уже упомянутой пресс-конференции было предложено создать на базе Ростуризма межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по реформированию системы финансового обеспечения ответственности туроператоров с учетом мнений различных министерств, ведомств, депутатов и представителей турбизнеса.