Тревелпорт

В российском «все включено» пора наводить порядок

В России могут появиться стандарты для оказания гостиничных услуг по системе «все включено». Поручение проработать этот вопрос дал Ростуризму вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Туроператоры согласны: время пришло.

Ростуризм должен до 5 марта сообщить правительству о целесообразности включения мер по продвижению системы «все включено» внутри страны в нацпроект по развитию туризма, сообщил «Коммерсантъ». Представитель г-на Чернышенко подтвердил эту информацию, добавив, что вопрос проработки таких стандартов давно назрел.

О том, что время разрабатывать стандарты оказания таких услуг пришло, Алексей Высоканов, генеральный директор управляющей компании «Ателика», которая специализируется на управлении курортными отелями в России, говорил RATA-news еще три года назад. По его словам, формат «все включено» очень востребован у наших туристов. Как показывает опыт, люди не готовы тратить деньги на дополнительные услуги во время отдыха, зато легко соглашаются отдать за «все включено» больше, чем за обычную путевку, понимая, что потом уже им ничего не придется доплачивать.

«И так как услуга востребована, все больше отелей сейчас переходит на эту систему. Но из-за отсутствия стандартов разные отели трактуют состав и способ оказания таких услуг, исходя из собственных представлений и возможностей, – заметил эксперт. – Кто-то говорит о наличии «все включено», хотя речь может идти лишь о предоставлении алкоголя или «чайном столе». Так что проблема есть, и инициатива государства, возможно, даже слегка запаздывает».

Андрей Уманский, президент группы компаний «Алеан», владеющей отелями в Анапе и Сочи, полагает, что инициатива возникла очень вовремя: «Точно не опоздали, пока предложений «все включено» на рынке не очень много и сама идея не дискредитирована в глазах потребителей».

Но и откладывать не стоит, продолжает эксперт, потому что услуга действительно востребована, и есть риск, что хороший продукт при неправильном использовании превратится в карикатуру. «Порядок наводить однозначно надо, – говорит г-н Уманский. – Когда отсутствуют стандарты, то все понимают оказание услуги по-своему, и обязательно найдутся недобросовестные отельеры, которые под знаком «все включено» начнут предлагать некачественный продукт».

По словам Андрея Уманского, система «все включено» выгодна и отелю, и туристам. «Если продукт предварительно оплачен, он для отеля дешевле по себестоимости. Это удешевление переносится и на туриста», – пояснил собеседник.

Алексей Высоканов согласен: этот шаг экономически оправдан. При невысоких затратах эта система позволяет отелю заработать, а отдыхающим – получить желаемый сервис. Под «все включено» в «Ателике» подразумевают трехразовый шведский стол с алкогольными напитками, а между основными приемами пищи – легкие закуски, выпечка, алкоголь. При полной загрузке отеля себестоимость питания на «все включено» составляет примерно 350 рублей, при неполной – 450.

По словам эксперта, такую систему можно вводить в любых отелях, где не менее 100 номеров, развитая инфраструктура и обязательно закрытая территория – чтобы бесплатными услугами не могли пользоваться посторонние. Но «все включено» – это не только питание и алкоголь. И на юге, и в загородных подмосковных отелях сюда также входят бесплатный Wi-Fi и все развлечения для гостей.

В сети «Ателика» 95% гостиниц перешли на «все включено». «Оставшиеся пять процентов – это или очень небольшие отели, где нельзя делать шведскую линию, или коттеджи со своими кухнями», – пояснил г-н Высоканов.

«Алеан» запустил «все включено» 17 лет назад, в 2003 году. «В нашей сети пять отелей – четыре 4* и один 5*, все они работают по этой системе, включающей не только питание, но и развлечения, спорт, оздоровление, образовательные услуги», – говорит Андрей Уманский.

По его словам, на российском рынке сейчас представлены два формата – «все включено» и «ультра все включено». «Работа над стандартами, на мой взгляд, может идти по нескольким направлениям. Можно стандартизировать набор услуг, что довольно сложно, потому что все отели очень разные, – говорит эксперт. – А еще лучше заниматься не набором услуг, а правилами их предоставления. Нужно точно описать формат, чтобы у отельера не было возможности слукавить, а потребитель мог сопоставить предоставление одинаковых услуг в разных отелях. Возможно, решение лежит на стыке этих двух подходов».

По словам гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, должен быть не один стандарт, а четыре-пять разного уровня – от простейшего набора услуг, допустим питание «шведский стол», до «ультра все включено», когда в стоимость проживания включается также спиртные напитки, в том числе, импортные, и многие другие услуги.

«Сейчас мы просто говорим туристам, что в отеле, например, 50 услуг на территории, из них 30 платные, 20 – бесплатные. Списки эти огромные, туристам довольно тяжело ориентироваться, какая-то унификация, стандартизация здесь должна быть», – заметил эксперт.

По словам г-на Ромашкина, сейчас на российских курортах по системе «все включено» работают 10-15% средств размещения, и последние два года эта доля остается стабильной. По мнению Андрея Уманского, таких отелей больше. Но далеко не во всех мы можем поручиться за качество такой услуги», – уточнил он.

Светлана Ставцева, RATA-news