Travelport с 18 января

В поездках по стране россияне всё чаще предпочитают поезда самолётам

По статистике РЖД, в июле этого года перевозки пассажиров на маршрутах дальнего следования выросли по сравнению с тем же месяцем 2015 года на 8%, до 12,5 млн человек. С января по июль было перевезено 57,9 млн человек – на 3,7% больше, чем годом ранее. Рост пассажиропотока в сегменте начался еще в феврале, в марте дальнее следование по пассажиропотоку сравнялось с данными 2015 года, а с апреля по июль показывает устойчивый рост. На фоне этого, по данным Росавиации, количество пассажиров российских авиакомпаний с марта заметно снижается. Например, в июне падение составило 11,3%, всего перевезено 8,7 млн человек.

В РЖД отмечают особенный рост на южном направлении. Эту тенденцию в монополии связывают с развитием внутреннего туризма, прежде всего на курорты Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод. В мае и июне 2016 года рост спроса отмечался до станций Большого Сочи и района Новороссийска, увеличение пассажиропотока достигает 15-20%. Динамика предварительных продаж билетов также подтверждает рост перевозок. При этом растет и пассажиропоток в страны дальнего зарубежья – в первом полугодии он увеличился на 3,5%. Наибольший рост заметен на направлениях во Францию (58%), в Италию (36%), Германию (28%) и Чехию (21%), также увеличивается пассажиропоток в Китай, Австрию и Польшу. Лидирующие позиции в списке занимает маршрут Москва – Ницца.

Тарифы на проезд в купейных вагонах проиндексированы в этом году лишь на 5%, а тарифы плацкарта – с учетом акций и спецпредложений – соизмеримы с уровнем 2015 года. На фоне общего прогноза инфляционной составляющей в 7% минимальное увеличение стоимости проезда позволяет населению сохранить возможность путешествовать по доступным тарифам. По данным РЖД, в июле средняя стоимость проезда увеличилась к уровню 2015 года на 2%, в сегменте купейных вагонов – на 4,8%. При этом в 75% вагонов купе, СВ, люкс, сидячих вагонов и скоростных поездов ФПК стоимость формируется в рамках динамического ценообразования.

На рост железнодорожных бронирований повлияло закрытие части международных направлений и снижение доходов населения. В связи с этим выросла популярность внутреннего туризма как более доступного, что постепенно отразилось на продажах железнодорожных билетов, считают в дистрибуторе российских и европейских перевозчиков УФС. Больше пассажиров стало путешествовать поездами в Краснодарский край, увеличилось число поездок в Петербург, куда люди традиционно ездят на поезде, потому что это дешево и удобно, так как пассажир сразу оказывается в центре города. В УФС поясняют, что железнодорожные перевозки по стране, как правило, дешевле перелетов.

Эксперты полагают, что с приходом на рынок лоукостера «Победа» часть пассажиров РЖД ушла в сегмент низкобюджетных перевозок, начав активно приобретать так называемые безбагажные тарифы. В то же время, по их мнению, у РЖД есть сегмент, в котором авиакомпании не могут с ним конкурировать – там, где средний тариф железнодорожных билетов составляет 1,5 тыс. рублей. А до этого уровня, в диапазоне 1-1,5 тыс. рублей, конкуренция между железной дорогой и авиацией вполне ощутима. По данным компании Aviasales, в августе-сентябре средняя стоимость авиабилета Москва – Екатеринбург в одну сторону составляет 2 039 рублей, а на поезд – 1 965 рублей. Билет на самолет Москва – Казань можно приобрести за 3 036 рублей, а на железную дорогу – за 1 139 рублей, авиабилет из Москвы в Калининград стоит 3 900 рублей, а на поезд – 1 912 рублей, сообщает «Коммерсант».