Тайна внутренних турпотоков до сих пор не разгадана
Применяемая Ростуризмом методика оценки внутреннего турпотока вызвала вопросы со стороны бизнес-сообщества. Называвшаяся ранее цифра в 56,5 млн человек по итогам 2017 года показалась экспертам необоснованно оптимистичной, поэтому «Опора России» попросила ведомство разъяснить методику сбора данных.
О «тайне внутренних турпотоков», или о том, как чиновники «путаются в показаниях» по этому поводу, RATA-news подробно рассказывала еще два года назад. Напомним вкратце.
Цифра, характеризующая внутренние турпотоки, весьма условна. Ее никогда не объявляет Росстат, всегда – органы власти в сфере туризма. Нередко оглашение итогов работы по внутреннему туризму происходит еще до окончания текущего года и обычно приурочено к какому-нибудь конкретному поводу – чтобы к месту и красиво.
Показатель нигде не фиксируется, разве что в публикациях прессы. На сайте Ростуризма нет статистики по количеству россиян, путешествующих по стране, хотя есть данные Росстата по количеству останавливающих в коллективных средствах размещения.
В терминологии Росстата нет понятия «внутренние турпотоки». Таблиц с названием вроде «Количество граждан России, совершивших поездки по стране с целью туризма…» тоже не существует.
Отсюда отсутствие логики и частое несоответствие очередного показателя предыдущему. Правда, в последние два года, в отличие от предыдущих, Ростуризм соблюдает хотя бы законы арифметики. В 2016-м был объявлен рост 10% по сравнению с 2015-м, и это соответствует итоговой цифре 55 млн. внутренних туристов. В 2017 «нарисовали» рост 3% и тот самый показатель 56,5 млн туристов, который вызвал сомнения «Опоры России».
По поводу пояснений Ростуризма, что «количество внутренних туристов рассчитывается на основании информации регионов в соотнесении с данными Росстата о числе лиц, размещенных в гостиницах».
Во-первых, данные о россиянах, воспользовавшихся услугами коллективных средств размещения за 2017 год, еще не опубликованы – в лучшем случае, Росстатт выдаст их к лету. А показатель внутренних турпотоков, как мы знаем, благополучно объявлен.
Во-вторых, регионы берут свои цифры с того же «потолка» или также «рисуют» при «необходимости». Вот примеры.
По данным Росстата, в гостиницах, санаториях, пансионатах Крыма и Севастополя в 2016 году останавливались 1747,4 тыс. россиян. А всего на полуострове в тот же период отдохнуло 5,6 млн гостей. Получается, что 3,86 млн человек размещались на частных квартирах, в палатках и где-то еще. Как же их посчитали? Неизвестно. Во всяком случае, Росстат такие данные не собирает.
А вот чудесная история с Камчаткой. По данным агентства по туризму и внешним связям Камчатского края, в 2013 году полуостров посетили 22 тысячи туристов из других регионов России. Дальше всё развивалось достаточно логично. В мае 2014-го по итогам года ожидалось такое же количество российских туристов – 22 тысячи. Но год оказался удачным: более 40 тысяч.
В середине 2015 года ожидалось увеличение въезда россиян по итогам года примерно на треть и приводились такие цифры: в среднем ежегодно полуостров посещают 25-30 тысяч внутренних туристов. В августе 2015-го информация подтверждалась: турпоток вырос на 30%, Камчатку ежегодно посещают примерно 30 тыс. туристов из других регионов страны, по итогам года на полуостров приедет не менее 40 тыс. российских граждан.
Но «что-то пошло не так». В январе 2016-го оказалось, что поток туристов на Камчатку в 2015 году вдруг скакнул – в три раза по сравнению с 2014-м: регион посетили более 180 тыс. человек, причем «такое значительное увеличение произошло в основном за счет внутреннего туризма». Ну а потом отступать уже было некуда: 198,5 тыс. туристов-россиян в 2016 году, более 200 тыс. – в 2017-м. Кстати, в информации по последней ссылке есть упоминание, что в 2014 году регион посетили около 60 тысяч туристов, хотя ранее – читайте выше – речь шла лишь о 40 тысячах.
Конечно, турбизнес к такой статистической чехарде относится с большим недоверием. Мы писали об этом на примере Алтайского края еще в 2012 году. С тех пор изменились только показатели внутренних турпотоков – разумеется, в сторону увеличения.
Ирина Тюрина, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»