Пегас с 18 октября

Великобритания проявляет избирательную самоотверженность

Как мы уже сообщали, 28 апреля операторы, предлагающие туры в Великобританию, получили из английского консульства уведомление об отмене всех ранее назначенных на период со 2 по 14 мая визитов их клиентов для сдачи отпечатков пальцев. Посольство страны в Москве и генконсульство в Санкт-Петербурге будет полностью сосредоточено в эти дни на оформлении виз тем, кто намерен поехать на финальный матч Кубка УЕФА в Манчестер.

Вчера RATA-news получила по этому поводу следующий комментарий посольства Великобритании: «Мы постоянно контролируем объем предлагаемых визовых услуг. Надеемся, что сможем принять больше заявок, не связанных с футбольным матчем «Зенит» – «Глазго Рейнджерс», который состоится 14 мая в Манчестере. Но эта возможность зависит от уровня спроса на британские визы со стороны болельщиков российской футбольной команды». Посольство предполагает, что число болельщиков, пожелавших поехать в Великобританию, может достичь 10 тыс. Любителям футбола предложено подавать документы на визу безотлагательно. Электронную заявку можно заполнить до того, как у болельщика появится билет на игру. Но в Британский визовый центр необходимо придти уже с билетом, а также с его ксерокопией. Билет после предъявления останется у заявителя, а копия будет приложена к пакету документов. Билет выполняет роль приглашения для поездки в Великобританию.

Как сообщили RATA-news в британском посольстве, в эти дни визовые службы в Москве и Санкт-Петербурге обрабатывают документы и принимают решение о выдаче виз 24 часа в сутки, штат сотрудников удвоен. В Петербурге сдать биометрические данные можно круглосуточно, а в Москве для этого выделены дополнительные часы с 17.00 до 23.00 в рабочие дни. Напомним, что обычно биометрические данные принимаются до 16.00. В посольстве подчеркнули, что заявки на получение визы для срочных выездов – по семейным или каким-либо иным обстоятельствам – рассматриваются незамедлительно.

Вместе с тем, как мы видим, этот комментарий не дал ответа на вопросы, которые были поставлены в публикации RATA-news от 4 мая с.г. Стремление британцев к «визовому подвигу», конечно, похвально. Однако остается непонятным, почему эта самоотверженность сконцентрировалась исключительно на болельщиках, отчего бы ее не распространить в равной степени на всех соискателей визы? Вчера нам не удалось получить ответ визовой службы. Сегодня мы намерены продолжить диалог с посольством Великобритании. А пока решили поинтересоваться, что о сложившейся ситуации думают туроператоры.

Как выяснилось, турфирмы все чаще стали принимать решение если не отказаться полностью, то, во всяком случае, значительно снизить свою активность на британском направлении. Поступить так их вынуждает сама Великобритания часто немотивированным усложнением визовой процедуры. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало предпочтение, неожиданно отданное болельщикам питерского «Зенита» в противовес другими соискателями британских виз.

Лишь один из опрошенных RATA-news туроператоров отнесся к ситуации философски. Генеральный директор компании Meridian Express Василий Ворушилов считает, что надо уметь приспосабливаться работать в предлагаемых обстоятельствах: «Ситуация, конечно, неординарная, англичанам сейчас, видимо, важнее принять всех желающих увидеть матч. Туристы ведь могут поехать в любую другую страну, а у болельщиков выбора нет».

Большинство же фирм не согласны с позицией британского консульства. КомпанияInternational Travel and Education Management (INTEM) -оператор по Великобритании с1991года. Отправка туристов в эту страну составляет 90% ее бизнеса. Как рассказал RATA-news руководитель отдела продаж Александр Вислобоков, вместе со своими клиентами, преимущественно состоятельными, компания прошла за эти годы, казалось бы, все варианты получения английской визы: «Но того, что происходит сейчас, даже мы не ожидали. Это нечестная игра. Поведение британцев настолько непредсказуемо, что мы уже твердо собираемся перенести центр тяжести на другие, более прогнозируемые направления».

По словам г-на Вислобокова странная любовь англичан к российским болельщикам уже отразилась на планах их клиентов. Например, в полном неведении относительно дальнейших перспектив находится семья из четырех человек, где ребенок летит учиться в дорогую языковую школу, а взрослые – отдыхать в очень престижном отеле. Посещение визового центра им было назначено на 6 мая. В связи с известными событиями перенос визита возможен только на 22 мая, что клиентов категорически не устраивает, так как в поездку включено посещение европейских стран со своими сроками и датами.

Самые уязвимые клиенты – туристы-автобусники. Об их судьбе и летнем отдыхе операторы, специализирующиеся на автобусных экскурсионных турах, позаботились заранее. «Мы еще после того, как британцы ввели обязательное заполнение заявок на визы в электронном виде, сняли практически все свои летние программы, – говорит генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева. – В списке предложений оставили только августовские туры, да и то в надежде, что к тому времени все утрясется».

Помянула прошлые «заслуги» британского консульства и директор по туризму компании «Лемек» Станислава Смирнова. Введение обязательным условием получения британской визы многостраничной электронной анкеты на английском языке и личного посещения сервисного центра для снятия отпечатков пальцев очень сильно отразилось на объемах туроператора, так как у его английского турпотока всегда была сильна региональная составляющая. «Теперь мы обслуживаем считанные единицы», - говорит г-жа Смирнова. Она утверждает, что компания перестала вкладывать в развитие британского направления сколько-нибудь серьезные средства, так как не видит в этом никакого смысла. А нынешнюю ситуацию, по ее словам, приходится рассматривать не иначе, как пренебрежение к российскому рынку: «Видимо, россияне просто не интересны британцам».

«Мы в тихом ужасе», – сказал корреспонденту RATA-news управляющая турбюро «Консол» Елена Некрасова. По ее словам, при такой работе консульства развивать направление невозможно, затраты не окупаются, рассчитывать проекты невероятно сложно. «Легче переориентировать туристов на более лояльное направление, – делает вывод г-жа Некрасова. – Британцы, конечно, имеют право делать то, что считают нужным, но тогда и мы считаем себя свободными от обязательств». В «Консоле» львиная доля поездок в Англию приходится сегодня на частных богатых клиентов и бизнесменов. Последним, кстати, оперативность передвижения важна, как воздух. Согласно наблюдениям Елены Некрасовой, они все чаще стали переносить встречи с деловыми партнерами в страны Шенгенского соглашения, куда визу получить намного проще.

Генеральный директор компании «Русский экспресс» Тарас Кобищанов тоже удивлен поведением британского консульства. Он напомнил, что российские визовые службы приостанавливать работу с простыми английскими заявителями, планирующими посетить Россию во время финального матча Лиги чемпионов между «Челси» и «Манчестер Юнайтед», не собираются. Министерство иностранных дел России направило в Великобританию дополнительную группу консульских чиновников, чтобы все любители футбола, которые приобрели билеты, смогли беспрепятственно попасть на матч 21 мая в «Лужниках». По предварительным данным, в Москву нагрянут более 40 тыс. англичан, тогда как в Манчестер собираются отправиться максимум 10 тыс. российских фанатов футбола.

Более того, вчера поступила информация о беспрецедентном решении, принятом Правительством РФ. Обладатели билетов на финальный матч Лиги чемпионов по футболу будет разрешен безвизовый въезд в Россию. Для въезда болельщики предъявят билет, действующий паспорт и заполненную миграционную карточку. Этот режим будет действовать 72 часа. Если футбольные фанаты задержатся в России на более долгий срок, то при выезде вынуждены будут оплатить визу. Как сообщило посольство России в Лондоне, это решение проходит процедуру необходимого законодательного оформления, которое будет завершено в сроки, позволяющие болельщикам своевременно прибыть на матч. (Любовь Булгакова, Ирина Тюрина, RATA-news)