Тревелпорт

Круизным операторам будет трудно выжить без господдержки

Для предотвращения банкротств судоходных компаний-туроператоров необходимы дополнительные меры господдержки. Они позволят преодолеть негативные последствия кризиса и сохранить круизный сегмент туристического рынка. Турбизнес планирует обратиться с соответствующим письмом в правительство, сообщил глава круизной комиссии Российского союза туриндустрии Алексей Растегаев.

По его словам, ситуацию на круизном рынке можно назвать критической. «В 2020 году навигация была на 40% короче обычной, что уже привело к потерям судоходных компаний-туроператоров, – пояснил RATA-news Алексей Растегаев. – Плюс существенная часть обязательств перед туристами – 30-50% – была перенесена и должна быть исполнена в 2021 году, что также грозит сильным снижением доходов. К тому же принимающие компании заметно повысили расценки на свои услуги, можно ждать повышения стоимости круизов и, соответственно, проблем со спросом».

В числе первоочередных мер г-н Растегаев называет налоговые каникулы по уплате НДС и отчислений от фонда оплаты труда на срок не менее года, а также выделение субсидий из федерального бюджета на покрытие убытков и возможных кассовых разрывов. Отрасли помогли бы также субсидирование процентных ставок по кредитам и меры по реструктуризации банковских кредитов и лизинговых платежей судоходных компаний.

«Будем просить также ускоренного возмещения акцизов после подтверждения факта оплаты судового топлива и перехода прав собственности, – говорит Алексей Растегаев. – Надеемся, что правительство рассмотрит и возможность рефинансирования судоходным компаниям на льготных условиях по схеме возвратного лизинга инвестиций, вложенных в модернизацию круизного флота в период 2018-2020 годов».

Круизные компании рассчитывают также, что удастся отменить требование о возврате субсидий, полученных ими в соответствии с постановлением правительства №576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» до того, как они вошли в число пострадавших от пандемии.

Председатель совета директоров круизной компании «Созвездие» Александр Соснин согласен, что сложилась парадоксальная ситуация. «Сезон мы провели при полной загрузке теплоходов, а доходов нет, потому многие из пассажиров – это не новые клиенты, а пересаженные с несостоявшихся из-за пандемии рейсов. Сейчас для пополнения оборотных средств нам нужны субсидии, а также кредиты под льготные проценты на 2-3 года».

По словам эксперта, важно также унифицировать действия региональных отделений Роспотребнадзора. «Этот сезон прошел как под дамокловым мечом. Некоторые компании столкнулись с серьезными трудностями, когда из-за одного заболевшего целое судно ставили на прикол. Пара таких остановок способна поставить крест на всем сезоне», – заметил г-н Соснин.

«Мостурфлоту», как и большинству операторов, навигация-2020 далась нелегко: «Из 14 теплоходов в работе были лишь восемь, то есть 40% флота простаивало. Сама навигация была укорочена более чем наполовину. Но самый большой провал – полная потеря иностранного рынка, который в нашей компании составлял более 50% турпотока. В итоге в этом сезоне общий поток составил лишь 23% от традиционных летних объемов», – рассказала RATA-news заместитель генерального директора компании Светлана Гончарова.

Она считает обращение к правительству за помощью своевременным и обоснованным. «В случае с нашей компанией речь идет не о дополнительных мерах, – говорит г-жа Гончарова – Нам не полагалась поддержка для малых и средних предприятий, поскольку мы крупные. В число особо пострадавших вошли поздно, только в июне, но и тут поддержка прошла мимо нас, так как мы – системообразующее предприятие. В итоге этим летом нам не одобрили ни одного кредита. Плюс до конца года мы должны вернуть деньги за несостоявшиеся туры туристам старше 65 лет, которые на круизах составляют более 50%. В дополнение ко всему мы с остальными круизными компаниями даже во второй кэшбэк не попали».

Светлана Ставцева, RATA-news