Интурмаркет с 1 октября

Три месяца, которые спасли речные круизы

Нынешняя навигация далась туроператорам по речным круизам очень тяжело. Однако им удалось не только сохранить прежних, но и привлечь новых клиентов. Важно, что большинство из них отправились в круизы по рекам России не по причине закрытых границ, а вполне осознанно. И это – главный источник надежды на будущий сезон.

Самым сложным в сезоне-2020 генеральный директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев назвал неопределенность. «Мы не знали, ни когда сезон начнется, ни когда закончится. В разных регионах он открывался в разные даты, поэтому межрегиональные круизы оказались под вопросом. Такая неопределенность нервировала нас и туристов. Люди, к тому же, очень волновались, как это вообще можно путешествовать в масках, как соблюдать меры безопасности, и не бронировали на начальном этапе», – сказал он RATA-news.

На фоне такой неопределенности туроператорам, в свою очередь, приходилось постоянно переписывать бизнес-планы, пересчитывать стоимость туров, так как за это время, например, подорожали перевозка автобусами, экскурсии. «С другой стороны, то, что мы были все время в работе, в контакте со своими клиентами, сослужило нам хорошую службу, – пояснил г-н Растегаев. – У нас до 70% туристов в возрасте 65+, и мы должны, согласно постановлению правительства, вернуть им деньги до конца нынешнего года. Мы опасались, что будут проблемы, суды, но люди отнеслись очень спокойно, с доверием к нам, большинство перенесли поездки на 2021 год».

«У речных круизов очень короткий сезон, и нам повезло, что карантин попал на весну, а три месяца летней навигации мы все-таки отработали. Они фактически спасли сезон, – подтверждает заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. – Если мы работаем, люди нам больше доверяют».

«Круизный рынок пережил пандемию до начала сезона, поэтому у нас было время перестроить график, оптимизировать свои предложения, – пояснил генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский. – Я не знаю ни одного оператора, кто не сокращал бы флот и не менял расписание».

Конечно, три месяца не могут компенсировать потери всего года, говорит Светлана Гончарова. Но они дали компании возможность подтвердить свое место на рынке, показать свой продукт, а это, в свою очередь, позволяет рассчитывать на прирост в следующем сезоне.

Тяжелее всего этим летом пришлось экипажам судов. «Их нагрузка выросла колоссально – организация питания в две смены, круглосуточное ношение масок, бесконечные санитарные процедуры. К тому же многие города, где должны были проходить экскурсии, не всегда нас предупреждали о закрытии. Теплоход делает остановку, а город закрыт, и всё недовольство туристов выливалось на персонал. Так что сезон получился нервный. С другой стороны, у нас не бывает простых сезонов, опыт накоплен огромный», – подытожила г-жа Гончарова.

По словам участников рынка, никто не испытывал такого давления Роспотребнадзора, как операторы-речники. «Если клиент заболевал в течение 14 дней после окончания круиза, судно тут же останавливали, хотя никаких доказательств, что заражение произошло именно на корабле, у Роспотребнадзора не было», – ранее говорил RATA-news генеральный директор компании «Гама» Дмитрий Галкин. «У нас один теплоход проверяли пять раз за неделю. Причем после заявлений, что никто уже больше ничего проверять не будет», – рассказала директор компании «Спутник-Гермес» Наталья Денисова.

Самым успешным операторы называют август. «В этот месяц мы, наверное, могли бы отправить больше туристов, но мест уже не было, – сказал Андрей Михайловский. – Многие лайнеры были сняты с маршрутов в рамках оптимизации, а на оставшихся места уже были заняты турами, перенесенными с весны. В итоге мы не смогли взять много новых клиентов».

А они были – в значительной степени благодаря кэшбэку. «Люди очень хорошо отреагировали на эту программу. Думаю, если бы скидку давали сами операторы, а потом получали от государства компенсацию, эффект был бы меньше. Да и не было у операторов денег на скидки», – заметил г-н Михайловский

В компании «Спутник-Гермес» по программе кэшбэка были проданы десятки туров. «Мы очень довольны акцией, поэтому жаль, что речные круизы не вошли во вторую программу. Это дало бы нам необходимые оборотные средства. Надеемся, что в следующий этап мы все-таки попадем», – сказала Наталья Денисова.

В «Мостурфлоте» на «акционные» круизы оформили более 200 заявок. В основном акцией воспользовались постоянные туристы, которые в любом случае отправились бы в выбранный круиз. В «Инфофлоте» было немало и новых клиентов, хотя, конечно, постоянных большинство.

Андрей Михайловский полагает, что это был осознанный выбор путешествий по рекам России – не из-за «безысходности» и закрытых границ, а потому что о круизах в последнее время много говорили и писали, они активно рекламировались. «К тому же операторы оставили на маршрутах, прежде всего, из Москвы и Петербурга, где традиционно хороший спрос, самые современные и качественные теплоходы с высоким уровнем сервиса», – уточнил эксперт.

По словам Светланы Гончаровой, около 20% из всех проданных по программе кэшбэка круизов пришлось на люксовые предложения, а 60% – на лоукостеров. «Люксовые предложения быстро находят своих клиентов. Мы это видим на примере «Княжны Виктории» – теплохода класса люкс, который мы только что выставили для раннего бронирования. Это особая категория клиентов, которым качество очень важно и они готовы за него платить», – сказала она.

Раннее бронирование востребовано, потому что позволяет людям серьезно сэкономить, но оно сейчас в «Мостурфлоте» идет не так активно, как в это же время год назад, отметила г-жа Гончарова. «У нас аналогичная ситуация», – подтвердила Наталья Денисова.

По некоторым оценкам, объем раннего бронирования не превышает сейчас 50% от прошлогодних показателей. Операторы опасаются, не окажется ли будущий сезон повторением нынешнего, ведь значительная часть мест уже отдана под перенесенные с этого года поездки. В итоге рынок получит не восстановление, а отработку прошлогодних «хвостов».

Шансы на положительный сценарий есть, полагает Андрей Михайловский. «Сезон-2020 полноценным никак не назовешь. Трудностей было много, но в целом мы увидели рост интереса к речным круизам. Если обычно на новичков в общем объеме приходится до 20%, то в этом сезоне их было почти 30%, а на коротких круизах, особенно выходного дня, доходило до 70-80%, – пояснил он. – Мы замеряли степень их удовлетворенности, результаты положительные. Об этом же говорят и повторные бронирования. Это внушает надежду на будущий сезон».

Светлана Ставцева, RATA-news