Интурмаркет с 1 октября

Обсуждаем проект новой стратегии развития туризма в России

Российский союз туриндустрии (РСТ) в очередной раз направил замечания и предложения к проекту «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года». Проект будет обсуждаться сегодня премьером Дмитрием Медведевым с членами правительства.

Ранее, 6 июня, РСТ, РСПП и ТПП РФ уже направляли замечания руководству Минэкомразвития по этому проекту. Как сказано в письме РСТ, последняя версия «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035года» выгодно отличается от первоначальной. Улучшилась аналитическая часть, появился пункт о необходимости разграничения в структуре международных прибытий туристических потоков и трудовой миграции, уделено значительное внимание одной из важнейших проблем создания и продвижения межсезонного турпродукта. Тема организации очередных подведомственных структур перестала быть чуть ли не центральной в документе.

Тем не менее, несколько ключевых вопросов по-прежнему не нашли в проекте своего отражения или освещены фрагментарно, хотя вносились на рассмотрение РСТ, профильными комитетами и комиссиями ТПП РФ, РСПП, Российской гостиничной ассоциацией (РГА) и другими организациями.

Речь идет, например, о таких мерах транспортного обеспечения турпотоков, как развитие low cost пассажирских авиаперевозок, расширение режима «открытое небо» для международных аэропортов страны, более эффективное регулирование тарифов на групповые и чартерные железнодорожные пассажирские перевозки. Важно также добиться предупреждения дальнейшей практики резкого повышения цен на топливо, в особенности, в период высокого туристического сезона. Или, в противном случае, – предусмотреть компенсацию транспортным предприятиям увеличения стоимости пассажирской перевозки за счет средств государственного бюджета Российской Федерации.

В проекте стратегии акцент делается на мерах по стимулированию нового строительства на территориях, которые будут признаны приоритетными, и для которых будут разработаны сводные планы развития туризма. Но не говорится о том, как снизить фискальную нагрузку на работающие уже предприятия отрасли, хотя таких предложений от различных организаций было сделано немало.

Есть и новая инициатива – вместо введения гостиничного сбора с включением его в HK РФ, то есть превращения в налог, распространить по результатам эксперимента по введению курортного сбора в четырех субъектах РФ право на его установление в других российских регионах на постоянной основе и переименовать в «туристский».

Нужен в стратегии, по мнению союза, и ответ на вопрос, как сделать распределение налоговой и административной нагрузки более справедливым и обоснованным в отношении различных категорий участников рынка. Например, в отношение офлайн и онлайн операторов, а также гостиниц, с одной стороны, и, так называемого, «частного сектора», использующего для размещения туристов объекты жилого фонда, с другой.

Более взвешенными, по мнению РСТ, должны быть замечания по совершенствованию системы подготовки туристских кадров. Вместо сомнительных предложений о слиянии профильных учебно-методических объединений (УМО) по среднему специальному и высшему образованию, созданию некого «опорного вуза», региональных центров повышения квалификации и переподготовки союз предлагает заняться задачами, более актуальными с позиций работодателей. К примеру, выделением бюджетных мест для подготовки гидов с редкими языками, инструкторов-проводников, специалистов для сферы детского туризма и санаторно-курортного комплекса, усилению языковой и информационно-коммуникационной подготовки студентов, строительству учебных гостиниц и другим.

Многие важные предложения пока не вошли в проект стратегии, потому что противоречат ведомственным интересам Минтранса и Росавиации, МИД и Минфина и т.д. Но в отстаивании интересов индустрии гостеприимства в отношениях с министерствами-тяжеловесами и состоит главная сложность работы туристической вертикали власти.

Нас уверяют, что времени на доработку проекта немного, но оно еще есть. Что же, посмотрим, что удастся сделать за оставшееся время. РСТ, со своей стороны, готов участвовать в этой деятельности, от которой может во многом зависеть развитие туризма в нашей стране в ближайшие полтора десятилетия».

Сергей Шпилько, президент РСТ, специально для RATA-news