Интурмаркет с 1 октября

Сергей Агафонов: «Египет забрал клиентов у Турции»

Управляющая компания сети агентств «Магазин горящих путевок» вошла в Российский союз туриндустрии. О новостях МГП, о судьбе «Куда.ру», о том, как прошел летний сезон, рассказывает генеральный директор УК Сергей Агафонов (фото).

- Сергей, летний сезон в этом году проходит под знаком кризиса. Это как-то отразилось на вашей работе?

- Самые страшные прогнозы не оправдались – массового банкротства туроператоров не произошло. Правда, многие компании живут на кредитах, сроки возврата или реструктуризации которых приходятся на осень, так что всякое еще может случиться. Но надо отдать должное операторам, они в этом году очень осторожно подходили к формированию программ. Может быть поэтому сезон прошел на редкость спокойно. Нет проблем с переселениями в отелях, так как гостиницы были недозагружены даже в августе. Если и есть дефицит, то, скорее, это места в самолетах - как раз из-за того, что операторы сократили объемы перевозки. Практически все рейсы отлетали полностью загруженными.

- Спровоцировал ли кризис повышение или понижение спроса на те или иные направления?

- Неожиданностью для нас стало то, что в августе в наших агентствах спрос на Египет был выше, чем на Турцию. И это объясняется более лояльной ценовой политикой египтян. Раскрученные турецкие отели премиум-класса так и не снизили цены. А клиент в этом году очень чутко реагирует на стоимость тура. Если в прошлом году в июле-августе турецкие гостиницы загружались на 90-95%, то в этом – на 60-70%. То есть они потеряли 20-30%. Часть клиентов отказалась от Турции именно в пользу Египта.

- А как же жара и недостаток отелей того уровня, который привлекает туристов в Турцию?

- Я считаю ошибочным мнение, что в Египте летом невыносимая жара. Да и многие туристы знают, что в Египте в августе климат примерно такой же, как и в Турции. Кроме того, коралловые рифы и подводный мир Красного моря - это серьезное конкурентное преимущество. Плюс, конечно, цены. В первых числах августа у нас началась акция, которая продлится до конца сентября. Только в сети МГП турист может купить отель Sheraton Villas 5* в Шарм-аль-Шейхе по цене 19900 руб. и Sphinx 5* в Хургаде за 15900 руб. Цена включает недельное проживание в двухместном номере на человека, перелет, страховку, питание all inclusive. Перевозку предоставляет оператор Travel MC. Договоренности с отелями были специальными, наша цена – на 20% ниже обычной.

- Получается, что вы выступаете в роли оператора?

- Совсем нет, ведь речь идет только о гостиницах. Нам нужны интересные цены, отелям - загрузка и промоушн на российском рынке. В частности, Sheraton до сих пор не продавал в России виллы, а сейчас хочет продавать. Sphinx - новый отель, очень хорошего уровня, которому необходимо заявиться на российском рынке. Наши интересы совпали, и появилось конкурентное предложение, которое эксклюзивно реализует сеть МГП.

- Поток в Египет рос и в зимнем сезоне. Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем соотношение долей Египта и Турции изменится? Возможно, Египту удастся обогнать Турцию по числу россиян?

- В процентах Египет показывает более активную динамику, чем Турция, хотя в абсолютных цифрах разрыв между ними пока еще велик. Но есть тенденция к его сокращению. Впрочем, думаю, что в следующем году турецкие хотельеры все же сделают выводы из своих сегодняшних ошибок и будут вести более взвешенную ценовую политику.

- Как изменилось в сети МГП продажи основных направлений прошедшим летом?

- По сравнению с летом 2008 года Египет вырос в полтора раза, а продажи Турции сократились на 10-15%. Но это статистика МГП. Думаю, общее падение рынка по Турции составляет именно те 20%, которые и прогнозировали специалисты в начале сезона. В июле мы проводили акцию «Дети бесплатно». Она дала нам 20-процентный прирост продаж по Турции по сравнению с июнем, и 15-процентный – по сравнению с июлем прошлого года. Если говорить о соотношении по странам, то в Турцию поехали в этом году 55% наших клиентов, в Египет – 20-22%. В прошлом году Турцию покупали 65-67% клиентов, Египет – 12-15%. По остальным направлениям цифры не меняются – на них приходится не более 20%. Это статистика по итогам продаж в нескольких десятках офисов МГП и по отчетам о продажах сети, полученных от операторов. Мне кажется, эти цифры хорошо иллюстрируют основные предпочтения клиентов. У других сетей могут быть иные пропорции, особенно у тех, кто продвигает продукт собственного оператора. Но статистика МГП наиболее объективна, потому что мы продаем продукт всех значимых и известных операторов без каких-либо предпочтений.

- Как ведут себя в этом году клиенты?

- В первую очередь, они обращают внимание на цену. Первый вопрос посетителей наших агентств – не о турах, а о скидках. Хотя, возможно, это отчасти связано с названием наших агентств - «Магазин горящих путевок». Еще одна особенность сезона в том, что люди не экономят на детях. Акция, которую мы проводили в июле в агентствах МГП – «Дети бесплатно» - прошла на ура, повысив продажи, как я уже упоминал, на 15-20%. Также хочу отметить, что частота поездок стала поменьше. До кризиса клиент ездил 3-4 раза в год, сейчас – 2-3 и преимущественно с детьми.

Кроме того, клиенты не отказываются от комфорта хороших отелей. Соотношение продаж отелей 5*, 4* и 3* - такое же, как в прошлом году. Но перелеты бизнес-классом, номера высоких категорий, комнаты с видом на море стали реже интересовать клиентов. Кто-то оптимизирует цену за счет уменьшения количества дней – такое в этом летнем сезоне мы тоже наблюдали. Например, вместо двух недель покупают десять дней или неделю. Очень невелика глубина продаж, туристы ждут скидок, не хотят бронироваться заранее.

- Можно ли уже предположить, как изменится общее число туристов, отправленных агентствами МГП за сезон?

-В этом году оно однозначно увеличится. Даже несмотря на то, что год назад (до кризиса) количество офисов было чуть больше, чем сейчас. Увеличится, прежде всего, из-за того, что объем каждого офиса МГП в текущем году растет по сравнению с предыдущим. Всего за прошлый год офисы МГП обслужили около 400 тыс. туристов. Кстати, среднее количество человек в одной брони не меняется из года в год. Причем, как ни странно, оно точно совпадает с той цифрой, которую дает Росстат по продажам путевок по России – 2,2 человека в среднем на путевку. Сейчас сеть МГП насчитывает 280 офисов. В этом сезоне мы существенно увеличили объем рекламы, что уже привело к повышенному спросу и вниманию к марке МГП со стороны туристов.

- Ваш прогноз на зимний сезон?

- Думаю, он будет тяжелым. В прошлом году Новый год вовсю продавался уже в августе, сейчас продаж мало. Мы стараемся перераспределить поток туристов в свою пользу, привлечь внимание клиентов к сети МГП. Например, начали стратегическое сотрудничество с оператором сотовой связи МТС, в августе приступили к реализации первого этапа ко-брендинговой программы, направленной на привлечение клиентов как в МГП, так и в МТС. Каждому туристу, купившему путевку в сети МГП, мы дарим комплект «Путешественник» от МТС - это сим-карта с подключенным роумингом и балансом 200 рублей. Преимущество тарифа в том, что в роуминге разговоры стоят 8,9 руб. начиная со второй минуты. Еще одна важная новость МГП - этой осенью возобновляется работа нашего учебного центра. Мы уже начали проводить обучающие семинары по нескольким странам, а в ноябре пройдут обязательные аттестации для наших менеджеров. Таким образом мы планируем существенно повысить профессиональный уровень сотрудников и рассчитываем, что это увеличит конкурентные преимущества сети на рынке туруслуг. (Юля Батырь, RATA-news)