Аэропорты Евросоюза под угрозой банкротства
Аэропорты ЕС просят увеличить господдержку отрасли на фоне возобновления пандемических ограничений в Германии, Франции, Италии и Великобритании. Новый локдаун, хотя и не предполагает запрета на выполнение полетов, скажется на внутренних перевозках, которые до последнего времени оставались стабильными. Как полагают в Европейском совете аэропортов, под угрозой банкротства 193 из них. Аэропорты, не имеющие существенных финансовых потоков от грузоперевозок, просят о дополнительных программах поддержки.
Европейский совет аэропортов (ACI Europe) объединяет крупнейшие аэропорты Европы, обеспечивающие 90% коммерческих перевозок. Он предлагает Еврокомиссии срочно увеличить поддержку авиации ЕС. Ассоциация просит ЕС не только продлить до конца 2021 года временную схему, позволяющую поддерживать пострадавшие от пандемии компании, в том числе авиацию, но и принять к ней в дополнение отдельный план поддержки авиации. План, по мнению ACI Europe, должен включать в себя компенсацию потерь аэропортов на протяжении всего срока действия ограничений в ЕС, препятствующих возобновлению авиасообщения.
В ACI указывают, что финансовая устойчивость авиакомпаний отчасти поддерживается за счет грузовых авиаперевозок, в то время как большая часть доходов воздушных гаваней связана с пассажирскими перевозками. Кроме того, в отличие от авиакомпаний, аэропорты не получают авансовых доходов, поскольку средства им выплачиваются только после предоставления услуги. При этом перевозчики получили финансовую помощь от европейских правительств на сумму более €31,8 млрд, а аэропорты – €840 млн.
В ACI говорят примерно о 200 аэропортах, находящихся на грани банкротства. В конце октября там сообщали, что примерно 193 аэропорта окажутся неплатежеспособными в ближайшие месяцы. Это в основном региональные аэропорты, но, по данным ассоциации, не защищены от риска и крупные европейские гавани и хабы.
Финансовое положение европейских аэропортов в ближайшие недели еще ухудшится в связи с введением новых ограничений на фоне коронавируса в ЕС, полагают в ACI, они повлияют не только на международные, но и на внутренние перевозки. В сентябре пассажиропоток аэропортов Европы упал на 73%. На середину октября пассажиропоток европейских аэропортов снизился на 75%, а аэропортов ЕС, Швейцарии и Великобритании – на 80%.
Новые ограничения в Европе начали вводиться с конца октября во Франции, Германии, Италии и Великобритании. Они не предполагают полного запрета на выполнение полетов, но в ряде стран затрагивают перемещение граждан.
Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что авиакомпании ЕС действительно в глубоком кризисе: пассажиропоток в среднем на уровне 25% от прошлого года. Большинство авиакомпаний так или иначе получили помощь от правительств, и это спасло их от прямого банкротства, хотя около 20 игроков просто остановили полеты.
Как сказал г-н Ланецкий «Коммерсанту», среди аэропортов наибольшие опасения вызывают средние и малые воздушные гавани, обслуживающие до 2 млн пассажиров, – они, как правило, принадлежат властям и работают как дискаунтеры, получая выручку только от монополии на торговые точки и транспорт в город. Но теперь этих средств они не получают. Новые ограничения и их непредсказуемость, например, внезапный отказ Греции в августе принять борт Wizz Air из Норвегии, не позволяют восстановиться пассажиропотоку, хотя, как можно видеть на примере России, граждане готовы начинать летать уже в течение пары месяцев после их снятия.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»