Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Год без Booking.com: как российские OTA справились с импортозамещением
Мнения

Год без Booking.com: как российские OTA справились с импортозамещением

10:03, 1 марта 2023

На этой неделе исполняется год с тех пор, как с российского рынка ушел Booking.com – крупнейший зарубежный сервис бронирования отелей. Рынок с тех пор сильно изменился, но, как рассказали RTN эксперты, вопреки ожиданиям его перераспределение произошло, в первую очередь, в пользу сайтов отелей, а не российских онлайн-тревел агентств. Хотя и до марта 2022 года общая доля OTA в бронированиях гостиниц в России не превышала 40%: большинство предпочитали заказывать номера по почте или телефону.

Сразу после ухода 4 марта Booking.com, а затем и Airbnb, специализирующегося на бронировании частного жилья, российские онлайн-тревел агентства (ОТА) начали фиксировать растущий интерес к своим сервисам. До этого, по данным TravelLine, 40% незанятого Booking.com рынка онлайн-бронирования распределялось между собственными сайтами отелей (на них приходилось 24% продаж) и другими сервисами. Лидерами среди последних были «Академсервис» (приносил 4,87% бронирований), сервис «Броневик» (4,4%) и сайт туроператора «Алеан» (1,98%).

В лидеры среди OTA вышел Ostrovok

Уже в апреле-мае 2022 года самая большая доля бронирований среди всех сервисов (27,56%) приходилась на Ostrovok, который в годы доминирования Booking.com занимал всего 1,3% рынка. Эту высокую долю сервис сохраняет до сих пор.

По словам Валентина Микляева, генерального директора Bnovo, основателя поставщика IT-решений для отелей, по данным его компании, последние полгода картина практически не меняется. Сейчас россияне бронируют напрямую на сайтах отелей (31,6%), сервисах «Островок» (26,7%), «Яндекс. Путешествия» (10,5%), 101hotels.com (8,9%), «Суточно.ру» (6,1%), Bronevik (5,6%) и других (10,6%).

«После ухода иностранных систем бронирования туристы растерялись и не знали, где искать размещение. Эта дезориентация актуальна до сих пор, несмотря на большое количество новых сервисов с большими объемами продаж», – пояснил эксперт RTN.

Статистика Bnovo по типам бронирования наглядно демонстрирует эту ситуацию. В 2021 году бронирования, сделанные напрямую в отеле по телефону или по электронной почте, составляли львиную долю – 58,2%. На OTA, включая Booking.com, приходилось 37,4%, на модули бронирования, установленные на сайтах отелей, – 4,4%. В 2022 году, после ухода Booking.com, прямых бронирований по телефону или почте стало еще больше – 62,5%. Количество бронирований через сайты отелей также выросло за год с 4,4% до 10,5%.

Выросли бронирования гостиниц и через сайты туроператоров. По данным компании «Алеан», количество прямых бронирований через модуль на ее сайте увеличилось примерно на 25%. При этом общая численность заявок от частных клиентов в 2022 году возросла примерно на 40%.

Доля OTA снизилась, сайтов отелей – выросла

По данным Bnovo, OTA в 2022 году снизили долю бронирований с 37,4% до 27%. Хотя некоторые из них многократно увеличили свою «личную» долю, их совокупный объем без Booking.com уменьшился. То есть турист буквально проголосовал ногами: звонки на ресепшн, бронирование при заселении остаются доминирующей формой заказов размещения.

Как полагает Валентин Микляев, на это может быть несколько причин. «За время работы иностранных площадок у туристов сложились определенные модели поведения при бронировании отелей, и не все российские ОТА смогли быстро удовлетворить спрос на привычный для гостей функционал. Например, бронирование без предоплаты, бронирование для групп или поиск кемпингов. Кроме того, произошло перераспределение поискового трафика между десятками ОТА, но далеко не у всех получилось предоставить гостям наибольшее количество вариантов размещения, к которому они привыкли», – рассказал он.

По его словам, сейчас многие системы очень похожи друг на друга: у них одинаковый контент и ассортимент объектов, условия и способы бронирования. И наконец, многие российские системы стали известны гостям только в 2022 году, в то время как процесс выстраивания доверия – длительный.

С ним согласен руководитель комитета РСТ по инфраструктурным проектам, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин. «На все это нужно время. Но в принципе, на мой взгляд, российские ОТА вполне справляются с задачей замещения Bоoking.сom. В реальности их рыночная доля выше. Рынок, например, Петербурга, сократился примерно в два раза, так что ОТА, скорее всего, заместили уже порядка 75%, остальное замещают сами отели».

Часть клиентов Booking исчезла

Кроме того, как говорит Мусакин, какая-то часть объема бронирований просто исчезла. «Огромная доля заявок на Bоoking.сom приходилась на городские отели, в которых значительную часть клиентов составляли командированные или иностранные туристы. И тех, и других сейчас стало меньше в разы».

По словам генерального директора сервиса TravelLine Александра Галочкина, в этом году доля прямых продаж отелей составила 52%, а доля всех ОТА вместе взятых – 48%, и вряд ли гостиницы отдадут свое преимущество без боя. Чтобы завоевать потребителя, ОТА должны предложить ему что-то сверх ожиданий. И они наверняка будут гораздо активнее использовать Big Data для персонализированной работы с клиентами. Это была одна из сильных сторон Booking.com.

Booking в России популярен до сих пор

Как показало недавнее исследование МТС Travel, Booking.com в 2023 году по-прежнему входит в пятерку наиболее популярных сервисов у российских путешественников, хотя его аудитория сократилась на треть по сравнению с 2021 годом. Это объясняется тем, что россияне продолжают использовать сервис для поиска информации и отзывов о зарубежных отелях. При этом, если нет возможности оплатить бронирование российской картой, делают это на других платформах, пояснили в компании.

Крупнейший в мире сервис бронирования объектов размещения Booking.com, принадлежащий американскому холдингу Booking Holdings, прекратил работу на российском рынке 4 марта 2022 года. Еще раньше об уходе объявил и крупнейший американский сервис бронирования частного жилья Airbnb.

Светлана Ставцева


Обсудить в telegram

вам может быть интересно