Тарас Кобищанов: «Агентам надо изучать внутренний турпродукт и правильно объяснять туристам причины его подорожания»
Повышение стоимости услуг в среднем на 30%, сложности с получением шенгенских виз и оплатой услуг за рубежом, а также ограничение авиаперевозки стали ключевыми факторами, определяющими работу российского туррынка в 2023 году. Об этом сообщил на встрече с турагентами в рамках мероприятия «ТрЭволюция» генеральный директор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов.
По его словам, и туроператоры, и турагенты в целом справились с геополитическим стрессом и адаптировались к новым рыночным условиям: «В прошлом году нас терзали скачки валютного курса, перепады были значительными. Многие агенты спешно пытались оплатить путевки операторам, которые в течение дня меняли курсы, иногда пытались отложить платеж и на этом заработать. Сейчас ситуация похожая, но все же немного сглаженная. И если не ориентироваться на колебания валют, мы наблюдаем постепенное снижение курса рубля и понимаем, что происходит».
Эксперт напомнил, что в прошлом году закрылись многие популярные направления – Греция, Кипр, Италия, Испания и другие. Сейчас полетные программы постепенно восстанавливаются. Год назад из России ушли основные отельные агрегаторы – прежде всего Booking.com. «Ниша заполняется российскими игроками, отечественные системы бронирования уже находятся друг с другом в довольно серьезной конкуренции. Этим пользуются клиенты, но если в прошлом году почти каждый второй турист бронировал номера непосредственно на сайте отеля, то сейчас эта доля несколько уменьшилась – с 49,3% до 44,3%,», – подчеркнул Кобищанов.
Основными тенденциями этого года он назвал повышение цен на услуги – в среднем на 30%, сложности с получением шенгенских виз, оплатой услуг за рубежом и ограничением авиаперевозки. «Например, для петербуржцев буквально трагедией стала невозможность получать финскую визу в своем городе. А вчера крупный американский банк JPMorgan Chase & Co объявил о закрытии корреспондентских счетов для российских банков. Конечно, туроператоры и агенты перестроились, хотя раньше многие услуги бронировали напрямую у зарубежных поставщиков. Да и туристы делали это с легкостью, к примеру, оплачивали картами отели, авиабилеты, аренду машину», – заметил он.
Тарас Кобищанов привел статику МТС по количеству мобильных телефонов россиян, находившихся за рубежом от двух до 31 дня: «На мой взгляд, это самые верные подсчеты, потому что просто количество въезжающих в какую-либо страну не показывает реальную картину, многие через ту же Турцию летят транзитом. Согласно этим данным, в первом полугодии 2023-го 56% россиян побывали в дальнем зарубежье и 44% – в ближнем. На Турцию пришлось почти 27%, на ОАЭ – 13,3%. Выстрелил Таиланд – 9,8%, и этот тренд продолжится, сегодня это самое быстрорастущее направление Юго-Восточной Азии. Египет показал менее 9%. На Западную Европу пришлось всего 5%, что не так и мало, и за эту долю имеет смысл бороться».
Избыток перевозки вновь запустил конкурентную борьбу за туристов
Самой главной проблемой рынка стала перевозка – ее дефицит превратился в профицит. Связано это с тем, что «Аэрофлот» и другие авиакомпании постепенно переводят свои самолеты в российский регистр и получают право летать за рубеж. Помимо этого западные перевозчики действуют инерционно – видя, что Россия в прошлом году продавалась хорошо, ставят на это направление больше бортов, хотя за год ситуация сильно изменилась.
«В прошлом году летом авиакомпании летали в 22 страны, а в этом – уже в 36. Количество пассажиров выросло с 17,5 млн в первом полугодии 2022-го до 19,3 млн за аналогичный период этого года. Правда, в прошлогоднюю статистику попали январь и февраль, когда у России было прямое воздушное сообщение с более 70 странами. Туда же засчитали и релокантов. За первые шесть месяцев 2023 года турпоток за рубеж вырос на 38% по сравнению с 2022-м, но мы все еще отстаем на 45% от объемов 2019-го», – сказал он.
Профицит перевозки привел к тому, что авиакомпании начали борьбу за туриста, снижая стоимость билетов, а в прошлом году цены только поднимали. В эконом-классе за текущий год билеты в среднем подешевели на 23%, в бизнес-классе – на 7%. В Турцию билет в среднем стал дешевле на 14%, в Эмираты – на 20%.
«Турция в этом сезоне резко подорожала. В 2019 году можно было качественно отдохнуть за 50-60 тыс. рублей с человека, а сейчас туристы приходят со 100 тысячами и уже не могут попасть в тот же отель. Средний чек в Турции достиг 105-120 тысяч на человека в зависимости от месяца, и это обусловило падение спроса на 40%. Туроператоры сократили полетные программы из разных регионов примерно на 30%», – пояснил Тарас Кобищанов.
Из-за падения спроса турецкие отельеры начали сокращать персонал, что сказывается на уровне сервиса. В итоге турист тратит в два раза больше, но услуг получает меньше. Только к середине лета турки спохватились и решили выпускать спецпредложения, давали бонусы, бесплатные ночи.
«В целом летом средний чек в Турции вырос на 17%, в Египте – на 15%, а в России и Абхазии – на 29-33%. То есть турецкие курорты подорожали не так сильно, как российские. Скорее всего, следующей весной рубль продолжит слабеть, туры за рубеж подорожают, спрос на Россию и Абхазию увеличится. При этом российские курорты тоже будут повышать цены, пусть и не так сильно, как падает рубль, но сопоставимо. Выход только один: надо активно изучать внутренний турпродукт, чтобы подготовиться к дальнейшему росту цен и научиться объяснять это туристам», – подчеркнул глава «Русского Экспресса».
Наталья Панферова