Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Еще одно непростое лето для речных круизов по России

07:01, 11 июля 2014

Туроператоры российских речных круизов рассчитывали, что лето-2014 станет первым спокойным сезоном после кризиса, который разразился на рынке после крушения теплохода «Булгария». Но пока эти прогнозы оправдываются лишь отчасти. Удачный старт продаж споткнулся сначала об Украину – из-за событий в этой стране спрос на речные круизы со стороны иностранных туристов начал проседать. Вторым серьезным испытанием стал природный фактор. Из-за маловодья на Городецких шлюзах после бесснежной зимы этот участок Волги стал непреодолим для больших четырехпалубных теплоходов.

Игроки рынка очень надеялись, что ограничения по проходу через Городецкие шлюзы будут сняты 10 июля. Этот срок был определен приказом Министерства транспорта. Однако, судя по последним сообщениям Федерального агентства морского и речного транспорта, ограничительный режим для судов с осадкой 2,6 м продлен до 20 июля с дальнейшим снижением осадок до 2,5 м вплоть по 10 августа. А это затрагивает уже крупногабаритные трехпалубники. И все идет к тому, что до конца навигации ситуация будет только ухудшаться.

«В нашей компании примерно треть маршрутов предполагает пересечение Городецких шлюзов. В основном это продолжительные круизы, рассчитанные на 14-20 дней. Например, Москва – Астрахань, Санкт-Петербург – Нижний Новгород и так далее. Эти круизы, как правило, самые дорогие, но и самые востребованные среди постоянных клиентов, тех, кто приобретают туры заранее», – рассказал коммерческий директор судоходной компании «Водоходъ» Андрей Смолин. О том, что в нынешнюю навигацию возможны ограничения по осадке судов, по его словам, стало известно только в мае. С этого момента компания занимается тем, что меняет согласованную на сезон маршрутную сетку, предлагая клиентам варианты, ограниченные «низом» либо «верхом» Волги». Также возможны стыковочные рейсы, когда туристов перевозят на автобусах через шлюз с одного теплохода на другой. Но такая рокировка довольно сложна в исполнении, поскольку не все суда сочетаются по типу и количеству кают. «Мы делаем все, чтобы сохранить наших клиентов, расширяем экскурсионные программы, включаем в тур дополнительные опции. Тем не менее, не всех устраивает замена Астрахани на Санкт-Петербург. Примерно 30% туристов с таких рейсов отказываются от путешествия», – пояснил г-н Смолин.

Заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова подтвердила, что круизы, которые проходят через Городец, были полностью загружены еще в мае, до того, как пошла информация о нехватке воды в Волге: «Мы до сих пор заняты пересадкой туристов. Клиентам предлагается выбор: замена маршрута либо переход на борт меньшего по размеру судна, которое беспрепятственно может пройти через обмелевший участок. К счастью, большинство клиентов с пониманием относится к сложившейся ситуации. Число аннуляций не превышает 10%».

Впрочем, проблема маловодья затронула далеко не всех. Генеральный директор «Инфофлота» Александр Сахаров сообщил, что у его компании четырехпалубных теплоходов попросту нет. В сравнении с прошлым годом объемы продаж сильно не изменились, хотя положительная динамика присутствует. По данным Светланы Гончаровой, кассу этим летом делают короткие круизы на 3-4 дня с посещением Твери, Углича, Мышкина, Плеса или Костромы. Они раскупаются достаточно активно, прирост по сравнению с прошлогодними показателями составил 15-20%, что, как считает г-жа Гончарова, указывает на возвращение речного туризма на утраченные после гибели «Булгарии» позиции. На июль и август каюты практически заполнены.

Андрей Смолин более осторожен в оценках сезона. По его мнению, свою ложку дегтя добавили события на Украине. «Это привело к спаду спроса со стороны иностранных туристов. Но, возможно, речные круизы пострадали меньше, чем «наземка», поскольку большинство путевок выкупается заранее. Однако все новые бронирования со стороны так называемых «поздних» рынков, к которым относятся Италия, Испания и Китай, были свернуты. В целом по сравнению с предыдущим годом спрос снизился на 15%», – заключил г-н Смолин. Этим же он объясняет появление признаков «горения» на маршруте Москва – Петербург, который традиционно наиболее востребован иностранцами.

Еще одной, уже имиджевой потерей для рынка речных круизов может стать конфликт, который в эти дни разгорается вокруг компании «РечТурФлот». Есть информация, что теплоходы «Плеханов», «Рылеев» и «Мамин-Сибиряк» в этом сезоне на маршруты так и не выйдут. Принадлежащие этому туроператору теплоходы «Рихард Зорге» и «Александр Свирский» рейсы совершают, однако по пути периодически возникают какие-то задержки. На этой неделе туристы попытались выяснить судьбу своих уже оплаченных путевок непосредственно в офисе «РечТурФлота», который оказался закрыт. Позже им удалось встретиться с руководством компании, которое настаивает, что проблемы есть только с теплоходом «Анатолий Плеханов», пострадавшим из-за маловодья на Городецких шлюзах. Сейчас известно о трех отмененных круизах на этом судне.

Руководитель правового департамента Ростуризма Изо Арахамия накануне сообщила, что ведомству также начали поступать жалобы от клиентов «РечТурФлота». По ее словам, в офис компании был направлен официальный запрос, однако ответа не последовало. К делу будут привлечены полиция и Роспотребнадзор. Заявления от туристов принимает и страховая компания «ВСК». Фингарантии «РечТурФлота» составляют 500 тыс. рублей. Эксперты версию только о низком уровне воды в Волге, из-за которого теплоходы «РечТурФлота» не могут отправиться в плавание, считают несостоятельной. Наиболее вероятной причиной называются финансовые проблемы компании, вызванные, в том числе, ростом затрат на межсезонную подготовку судов.

 

Нина Егоршева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно