Ближайшие две недели покажут, станет ли зимний сезон провальным
Ситуация на выездном рынке серьезная, но не безнадежная. Меры, принятые большинством операторов по оптимизации продукта после череды банкротств, должны удержать на плаву и наступающий зимний сезон. Кроме того, вносятся дальнейшие изменения в программы и объемы. Процесс идет не всегда гладко и нервы напряжены, что подтверждает и разразившийся на прошлой неделе скандал между Tez Tour и «Аэрофлотом».
По словам генерального директора компании DSBW Tours Карена Гончарова, ближайшие две недели покажут, станет ли зимний сезон провальным. Сейчас можно говорить о снижении спроса в 30-50% по сравнению с прошлым годом и сильном запаздывании бронирований. И дело, как полагают операторы, уже не в банкротствах и падении доверия к турбизнесу, хотя эхо от них, конечно, осталось, но прежде всего – в непредсказуемом поведении национальной валюты. «Когда рубль стабилизируется, мы видим всплеск спроса. Затем опять – спад. На мой взгляд, люди готовы смириться даже с низким курсом, но неопределенность их пугает, они отказываются вообще что-то предпринимать», – рассказала RATA-news генеральный директор компании «Квадра» Стела Шиукаева.
Показательно, что замер спрос не только на организованный отдых, но и на самостоятельный: если в прошлом году уже в сентябре нельзя было найти в системах онлайн-бронирования доступные по цене авиабилеты на новогодние праздники в Европу, то сейчас что-то «выловить» получается даже в середине ноября. Именно Европа из-за резкого роста евро оказалась в этом году под наиболее сильным ударом. Причем, самый значительный спад спроса пришелся, по словам участников рынка, на октябрь-ноябрь.
В этой ситуации у агентств, по словам г-жи Шиукаевой, надежда только на постоянных клиентов, а у туроператоров – на их основные направления. С ней согласен директор по международному туризму компании «Де Визу» Алексей Лебедь: «По опыту всех предыдущих кризисов мы знаем, что главные направления компании оказываются нашей выигрышной картой. Агенты в это время тщательнее выбирают партнеров, тяготея к тем, у кого та или иная страна представлена давно и максимально полно. У нас сейчас, несмотря на кризис, в лидерах, с хорошим отрывом традиционные для компании Чехия и Венгрия».
Но на одних традициях сейчас далеко не уедешь. Первое, что бросается в глаза на сайтах большинства туроператоров – «нестрашные» новогодние цены. «Да, цены в этом году в среднем на 10-15% ниже, чем год назад. Другого выхода просто нет. Туроператоры вынуждены были пойти на снижение своей маржи. Регулярные авиаперевозчики тоже умерили аппетиты. Мы, например, в этом году взяли билеты на регулярные рейсы в Европу на 20-25% дешевле, чем нам предлагали в прошлом году», – рассказал Карен Гончаров. О снижении стоимости на 8-9% новогодних туров в евро за счет перевозки и собственной маржи говорит также Алексей Лебедь, хотя, по его словам, курсовая разница полностью «съедает» это понижение.
По словам директора по туризму компании Travelsystem Ирины Лурье, авиаперевозчики оказались в этом году даже лояльнее многих зарубежных отелей: «Отели неохотно шли на уступки. Например, нам не удалось отменить обязательные новогодние ужины, довольно дорогие, на это пошли очень немногие гостиницы». В некоторых компаниях для стимулирования продаж ввели фиксированный курс на отдельные направления. Например, «Ванд» установила на туры в Мадрид на праздники свой курс – 55 рублей за евро. На этом же уровне заморозила курс евро для новогодних и рождественских туров в Финляндию и Скандинавию компания DSBW.
В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего сокращения чартерных вылетов из Москвы и – особенно – из регионов. Недавно Paс Group отказался от организации туров в Италию на чартерной основе из целого ряда городов, оставив из всей цепочки лишь новогодние рейсы. «Никаких чартеров на высокий сезон, надо снимать даже минимальные риски», – уверен Алексей Лебедь. Ужимают региональные объемы и регулярные авиакомпании: CSA полностью сняла рейсы по некоторым направлениям, например Нижний Новгород – Прага, а из Самары, например, сокращается частота вылетов.
Тем не менее, если Центробанку удастся удержать на валютном рынке равновесие, спрос может оживиться, полагают операторы. По словам заместителя генерального директора «Джет Тревел» Максима Приставко, компания фиксирует как минимум 30-процентное снижение продаж, однако интерес туристов, судя по их звонкам и запросам, сохраняется и вполне может «выстрелить» ближе к праздникам. Как утверждают некоторые аналитики, рубль упал из-за спекуляций на рынке, и к середине-концу декабря стоимость европейской и американской валюты стабилизируется. Однако, по словам Ирины Лурье, курс рубля – один из решающих, но не единственный фактор, сдерживающий выездной туризм, так что прогнозировать что-либо в нынешней сложной политической и экономической ситуации сложно. «Тем не менее, надежда на рост спроса остается. Учитывая, что глубина продаж сейчас не превышает двух недель, его можно ждать в середине декабря», – пояснила она RATA-news.
Основания для оптимизма есть, согласна директор по взаимодействию с туроператорами сети «Горячие туры» Ирина Рубина. «Те, кто привык проводить новогодние каникулы за рубежом, скорее всего, поедут туда и в этом году. Просто их чек будет чуть ниже, чем обычно. Мы видим, как смещается спрос с Альп на Андорру. Также увеличивается доля туров, приобретаемых в кредит. Сейчас это выгоднее, чем копить деньги на поездку, так как процент по кредитам ниже уровня инфляции, и, что еще важнее, клиент защищен от колебаний курса валют», – сказала она RATA-news.
Снижается чек и самостоятельных туристов. По данным онлайн-сервиса Biletix, россияне начали экономить на международных перелетах. Если в прошлом году половина всех купленных за рубеж авиабилетов приходилась на ценовой сегмент от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, то сейчас их доля снизилась более чем на 10%, При этом билетов стоимостью до 10 тыс. рублей стало продаваться больше, их доля возросла с 44% до 51%.
Светлана Ставцева, RATA-news