Калуга

Эксперты посоветовали Енисейску выстраивать туристическую инфраструктуру «вокруг» реки

В Енисейске завершился II Сибирский культурно-туристический форум, организованный Министерством культуры РФ при поддержке Российского союза туриндустрии (РСТ).

Круглый стол «Енисейск: перспективные направления для развития малых городов» открыл заместитель председателя правительства Красноярского края Алексей Подкорытов. По его словам, при поддержке федерального и краевого бюджетов, а также на средства инвесторов выполняется комплексный план по воссозданию историко-культурной среды центральной части города, развитию транспортной, инженерной и туристической инфраструктуры. За последние пять лет в проект вложено 1,5 млрд руб. – 23 объекта подлежат реконструкции, из них 15 уже сделаны. В этом году будут отреставрированы еще семь зданий. «Работа сложная, многие объекты восстанавливались практически с нуля. Мало специалистов, способных работать в этом направлении, это штучные мастера», – подчеркнул он.

Глава города Енисейска Игорь Антипов добавил, что очень надеется на развитие туризма, и здесь мнения и опыт экспертов форума может оказаться крайне полезным. Он назвал основными точками притяжения Енисейска реку, объекты русской православной церкви и местных жителей.

И.о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко отметила позитивные перемены в городе: «Турбизнес Енисейска активизировался, с 2012 года открыто пять новых точек общественного питания, в два раза увеличилось количество средств размещения. Два года назад одним из первых в крае открылся ТИЦ». По ее мнению, пока местные отели не готовы к приему особо взыскательных туристов, но стараются улучшать качество обслуживания. По краевой субсидии за полтора года Енисейск посетили более 1,5 тысяч человек, в основном пенсионеров. Развивается паломнический туризм, открываются новые музеи. В городе уже действуют музей рубанка, «Фотоизба», недавно открылся музей конной упряжи. В то же время транспортная доступность города оставляет желать лучшего.

Эту же проблему отметил и заместитель министра транспорта Красноярского края Юрий Васильев: «Болезненная тема – состояние автодорог и придорожной инфраструктуры: нехватка туалетов и кафе на маршруте до Енисейска. Работаем над этим. Сейчас до города из Красноярска можно добраться автобусом, билеты стоят примерно 800 руб. Также раз в пять дней до Дудинки ходит пассажирский теплоход, стоимость размещения в простой каюте – от 2,5 тыс. руб. Но чаще всего используют автобусное сообщение».

Заместитель начальника Красноярской железной дороги Лев Ткачев напомнил, что существует техническая возможность поставить поезд до Лесосибирска. Сейчас разрабатывается программа из Красноярска до Ачинска на обычном поезде – по социальной программе, чтобы сделать билеты доступными. Из Ачинска предполагается переезд до Лесосибирска, откуда автобусом останется доехать до Енисейска всего 70 км. Маршрут рассчитан на две ночи – с пятницы по воскресенье. «Первые две пробных поездки в Енисейск планируем сделать осенью, рассчитываем каждую субботу перевозить две тысячи человек, – рассказал он. – Настало время сформировать комплексную программу развития туристско-транспортной инфраструктуры с привлечением не только железнодорожного, но и автомобильного, и речного транспорта».

Тему назначения дополнительного поезда из Красноярска в Енисейск поддержал заместитель гендиректора санаторно-курортного объединения «Западно-Сибирское землячество» Илья Бунчак. Он уверен, что городу надо предусмотреть и событийные мероприятия, к примеру, обыграть дату заложения острога, тему покорения Сибири, золотостарательства, заселения края казаками и т.д. «Сделать интерактивы, ведь современному туристу хочется не только попробовать местных продуктов, но и помахать рубанком, попилить дрова, поймать острогой рыбу и т.д. Надо сделать тематические поездки, создать интересный продукт, приемлемый по стоимости. Но пока Енисейск не готов массово принимать туристов», – полагает г-н Бунчак.

Он также подчеркнул, что понадобится субсидирование таких туров со стороны предприятий, бюджетные, спонсорские и родительские средства. «И обязательно надо воссоздать хотя бы одну старосибирскую улицу – от вокзала до трех ключевых точек с посещением исторических достопримечательностей, чтобы людям было интересно там прогуляться. Пусть это будет реплика. Но важен целостный подход, тогда и восприятие будет целостным», – считает он.

По словам руководителя рабочей группы по пассажирским железнодорожным перевозкам РСТ Сусанны Старцевой, у Енисейска хорошая перспектива стать востребованным железнодорожным маршрутом, но, чтобы добиться приемлемой стоимости, необходимо генерировать поток. Она также заметила, что необходимо на государственном уровне ввести понятие «турист» взамен категории «пассажир», тогда станет проще формировать турпродукт и назначать поезда, давать скидки и т.д.

Руководитель методического центра Сибири и Дальнего Востока по проблемам музеев под открытым небом Владимир Тихонов из Иркутска предложил создать на базе Енисейска этнографический музейный комплекс городского типа, как это делают, например, в Швеции. И в первую очередь необходимо восстанавливать деревянные постройки, «потому что камня много и в Европе, а дерево сохранилось только у нас в Сибири и на севере страны».

Глава отделения РСТ-Германия, генеральный директор компании Saxacon Гернод Лоозе также считает, что, прежде всего, надо восстановить памятники деревянного зодчества, воссоздать атмосферу старинного купеческого города. Тогда у Енисейска появится шанс на привлечение туристов. «Но дорога из Красноярска очень длинная, почти шесть часов. Немецкие туристы в автобусе не поедут. Конечно, необходимо возобновить круизы. В любом случае, надо сосредоточить внимание туристов вокруг Енисея, чтобы река в туристическом смысле стала центральной частью города», – заверил он. С таким подходом согласна и вице-президент РСТ Ольга Санаева: «Река, река и еще раз река. Это может быть музей Енисея, рыбные ресторанчики, рекреация вокруг реки и на реке».

Обсуждалась и круизная тема. Руководитель Волгоградского отделения РСТ, директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев уверен, что только в речном круизе и можно по-настоящему познакомиться с регионом и его малыми городами, поэтому Енисейск будет востребован туристами. Вместе с тем, круизы по Енисею имеют свою специфику: это короткая навигация и более затратное содержание судов в зимний период. Но идею приобретения двух теплоходов г-н Растегаев в целом одобряет, хотя задача экономически очень сложная. В этой связи эксперт видит возможным просто реновировать старые суда, например, ходившие до этого по Волге.

Елена Мироненко обещала учесть в работе все пожелания участников форума. На недавнем фестивале «Интермузей» в Москве стенд Красноярского края посетили более 40 тыс. человек. На нем отдельно был представлен и Енисейск, удививший тех, кто ничего о нем не слышал. «Пока самыми узнаваемыми брендами края остаются «Столбы», Енисей и Шушенское. Надеюсь, что через год-два в этой строке окажется и Енисейск», – рассчитывает г-жа Мироненко.

Участники форума поделились своими впечатлениями и предложениями по развитию туризма в Енисейске (по фамилиям в алфавитном порядке).

Алла Белоусова, «Виадук Тур»: «Прежде всего, надо создать инфраструктуру на трассе Красноярск – Енисейск: время в пути шесть часов, необходимы стоянки для автобусов, туалеты, кафе.

Внешний вид центра Енисейска нужно приблизить к исторической застройке. Отреставрировать дома, возможно, сделать исторические вывески в едином стиле, нарядное оформление витрин. Или хотя бы отремонтировать фасады зданий, вымыть витрины, убрать коров с центральных улиц, посадить цветы, в общем – сделать город нарядным. И нужны интерактивные программы с акцентом на купеческий характер города: день купеческой семьи, торговля в лавке и пр. Тут и сувенирная продукция пригодится. Городу также нужен гастрономический бренд и его история.

И конечно, надо привлечь к улучшению города молодежь. В Енисейске есть педагогический колледж, среди студентов которого можно устроить конкурс на лучший проект по украшению города».

 

Надежда Васильева, «Спутник», Красноярск: «Третий год на два-три дня привозим в Енисейск школьников, студентов и пенсионеров по социальной программе, вместе с субсидиями стоимость выходит 3,5 тыс. рублей. Программа отработана, вопросов к поставщикам услуг нет. Но, конечно, нужны и более комфортные гостиницы. Общая емкость номерного фонда порядка 300 мест, и только в одном отеле можно разместить группу 30 человек. В этом году привезем примерно тысячу туристов. Стоимость тура без субсидий на два дня с трехразовым питанием, размещением и экскурсионной программой составит 7 тыс. рублей.

В Енисейск чаще едут самостоятельно, обычно паломники. Переезд на автобусе непростой, удобнее и дешевле было бы по реке. По Енисею сейчас ходят два пассажирских судна, но без удобств в каютах. Многие иностранцы, узнав об этом, отказываются. Пора возрождать круизы по Енисею, ведь запросы на них поступают практически каждый день».

Елена Захидова, «Лина- тур», Ижевск: «Считаю необходимым вовлечь все население в обустройство своего города под туризм, для чего проводить конкурсы, гражданские инициативы и т.д. Разработать реальную и практически выполнимую программу развития туризма в Енисейском районе, провести ее экономическую и экспертную оценку, выделить на каждом этапе реализации свою целевую аудиторию. И самое главное – поддерживать все в рабочем состоянии после юбилеев, реставраций и отчетных мероприятий».

 

Ольга Лобастова, «Летучий корабль», Киров: «Предлагаю жителям Енисейска подумать об особенном характерном персонаже, который может встречать туристов, общаться с ними в образе. Конечно, с использованием диалекта, шуточек – чтобы создать «мостик» между прошлым и настоящим, между провинцией и «столицами». Это может быть «старатель» – хвастун и балабол, затейливо промотавший свое неожиданно свалившееся богатство. Вообще, тема старательства очень интересна, просто музеев старины много, нужны особые темы. Возможно создание музея рыбы и рыболовства».

Дарима Тугутова, «Сибирь-тур», Улан-Удэ: «Город понравился, предлагала бы его в пакете с круизами до Дудинки. А по земле тяжело добираться.

В Енисейске восстановлено много зданий, все сделано хорошо, добротно. Окна не пластиковые, реставрация профессиональная. Но цельной картины города пока не складывается. Если же грамотно все устроить, город станет живой киноплощадкой, местным жителям можно будет зарабатывать, сдавая его в аренду для съемок. Даже позавидовала немного – у нас в Кяхте, через которую в Россию заходил Великий чайный путь, меньше вложено в реставрацию.

Концерт очень понравился – самобытные костюмы, профессиональный уровень артистов. Не похоже на любительскую работу».

 

Анастасия Шагойко, «Ту-Ту Байкал», Иркутск: «Природа в этих краях красивая, хороший потенциал у народных художественных коллективов. Подкупает энтузиазм местных жителей, администрации, отельеров, но экскурсоводы и научные сотрудники не готовы к работе с тургруппами. Не раскрыли потенциала города, одни эмоции.

И все построено только на архитектурных объектах, а надо добавить сказаний, легенд и т.д. Придумать интересную идею. Необходимо также работать с собственниками старинных зданий, больше вкладывать в реставрацию, обустроить набережную, хотя бы деревянную, широкую, с безопасным спуском к воде. Иначе не пройдет группа туристов, например, из 45 человек. Развивать эко- и агротуризм.

Нужны местные фишки. Например, у нас в Листвянке поставили беседки на берегу, тут же открылись сувенирные ларьки, рыбу продают. В Енисейске что-то подобное хорошо пошло бы».

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора

Версия для печати