Онлайн-агентство Ozon.travel решило прирасти оффлайном
Онлайн-тревел рынок продолжает расти. По словам генерального директора одного из его ведущих игроков Ozon.travel Дмитрия Яковлева, рост новогодних продаж составил в компании 24%, хотя средний рост по году, скорее всего, будет выше. Но и этот рынок не свободен от влияния извне – серьезные изменения затронули, прежде всего, структуру продаж.
В 2014 году объем проданных авиабилетов по зарубежным направлениям вырос всего на 3%, а по России – на 10%. Эксперт отметил также резкое снижение чека по внутренним направлениям– с 7,6 тыс. до 6,7 тыс. рублей. Полеты за рубеж примерно на столько же подорожали – с 12,6 тыс. до 13,6 тыс. рублей. И эти данные получены до валютного коллапса 16 декабря и до последнего заметного подорожания авиаперевозки. За последний год из десятки ведущих направлений практически исчезла Европа – уцелели лишь Мюнхен, Берлин и Милан. «Эти города удержались в топе только благодаря низким ценам. Настоящие лидеры продаж – Сочи, Симферополь, Кавминводы, и эта тенденция, несомненно, только усилится», – пояснил Дмитрий Яковлев.
В целом серьезных угроз для онлайн-тревел глава Ozon.travel в будущем году не видит. «Будет перераспределение спроса, но летать и путешествовать люди не перестанут. Нам в этом смысле гораздо легче, чем туроператорам, которым еще надо определить, куда именно поедут туристы в новых условиях. Нам не так важно, что продавать», – заметил Дмитрий Яковлев. Но он далек от мысли, что теперь все туристы ринутся в онлайн. Миграция из оффлайна в онлайн оказалась не столь стремительной, как можно было ожидать несколько лет назад. До 72% всех авиабилетов в России по-прежнему покупается в обычных кассах, у туроператоров и агентов. В отличие от автоматизированного онлайна, здесь клиентов ждет персонализированный подход, возможность сделать нестандартный запрос, а также получить консультацию по рейсу и действительно уникальную цену.
Онлайн рассчитан, прежде всего, на продвинутого пользователя. Неслучайно ни в одной стране онлайн так и не стал главным и единственным каналом продаж тревел-услуг. Максимум достигнут в Великобритании, но и там на него приходится лишь 47% всего рынка. Стопроцентного ухода в онлайн не будет, уверен глава Ozon.travel: рассчитывать можно, в лучшем случае, на соотношение 50х50, а значит, будущее – в союзе с оффлайном. Обеспечить этот симбиоз призван совместный проект по продаже гостиничных услуг, в котором объединились сервис Ozon.travel, глобальная распределительная система «Сирена-Трэвел» и Транспортная клиринговая палата (ТКП). Интеграция системы бронирования «Сирена-Трэвел» и платформы Ozon.travel завершается. В ближайшее время в терминалах «Сирены» кассирам аккредитованных агентств станет доступна продажа не только авиа- и железнодорожной перевозки, но и гостиничных услуг от Ozon.travel – 278 тыс. гостиниц, апартаментов и хостелов по всему миру и России.
Предлагаемое решение полностью интегрировано в Систему взаиморасчетов на воздушном транспорте. На каждое бронирование клиенту агентства оформляется ваучер гостиницы. Все расчеты между Ozon.travel как поставщика гостиниц и аккредитованным агентством производятся через ТКП в рамках стандартных правил и технологий СВВТ. Это серьезно повышает уровень безопасности бронирования, который в большинстве онлайн-агентств пока оставляет желать лучшего.
По словам вице-президента ТКП Марины Букаловой, таким образом, завершится процесс превращения «Сирены Тревел» в полноценное турагентство: «В 2002 году «Сирена» начала продажу авиабилетов, в 2011 – услуг «Аэроэкспресса», в 2014 – железнодорожной перевозки, в 2015 займется и гостиницами от Ozon.travel. Ожидается подключение услуг по трансферу, такси». Обычные авиакассы, по ее мнению, должны постепенно исчезнуть, так как путешественник хочет сейчас бронировать сразу несколько услуг, а не только авиаперевозку
В свою очередь, Ozon.travel прирастет новыми клиентами – прежде всего, за счет транзитных пассажиров, самостоятельных туристов, корпоративных клиентов, командированных, которые традиционно обслуживаются в оффлайн агентствах и путешествуют в основном по России. Учитывая, что доля внутренних перелетов выросла в этом году в компании почти на 10% и достигла 73% от общего объема, проект имеет хорошие шансы на успех. Правда, надо еще научить кассиров по всей стране, привыкших работать лишь с авиабилетами, продавать гостиницы.
Светлана Ставцева, RATA-news