Интурмаркет 2020 02.10

Офлайн не сдается

Сегодня много говорят о том, что с ухудшением экономической ситуации все больше путешественников обращаются в онлайн тревел агентства (ОТА). По словам директора компании «Связной Трэвел» Алексея Дороша, за последние 1,5-2 года традиционные турагентства уже уступили им 25% рынка путешествий, а в ближайшие два года могут уступить до 50%. Однако основатель и партнер агентства Data Insight Борис Овчинников полагает, что ОТА не стоит рассчитывать в 2015 году на высокие темпы роста.

Миграция билетов в онлайн вряд ли сможет компенсировать общий спад на туристическом рынке. Во-первых, часть покупателей по-прежнему очень консервативна. Даже среди активных пользователей интернета 40% путешественников предпочитают покупать услуги офлайн. Во-вторых, доля онлайн-продаж уже высока – 35-40%. При этом даже год «стажа» онлайн-покупок всего на 3% увеличивает вероятность, что билет или услуги будут и дальше покупаться в интернете. По статистике, чаще других покупку билета в онлайне, а не в офлайне, выбирают люди в возрасте 35-55 лет, а также женщины и клиенты с онлайн-опытом более 5-10 лет.

Согласно совместному исследованию Data Insight и PayPal, 17% заказчиков билетов по России отправляются по делам, 32% – по семейным обстоятельствам, 36% – для отдыха на море и в экскурсионные поездки. По зарубежным странам в деловые поездки и по семейным обстоятельствам отправляются по 5% россиян, на отдых – 31%. Онлайн-продажи туристических услуг в России – это рынок с небольшой, но «многотратящей» аудиторией: в прошлом году он оценивался в 430 млрд. рублей, рост составил 49% в рублях, 24% в долларах. При этом половина всего объема приходится на авиабилеты. Количество покупателей на этом рынке не превышает 9 млн. человек, зато каждый из них за год потратил в среднем почти по 50 тыс. рублей.

Несмотря на снижение объемов авиаперевозки, особенно на международных направлениях, ОТА видят для себя перспективы для роста и в 2015 году. Дело в том, что международные перевозки сократились, в основном, за счет чартеров, при этом регулярные рейсы практически не уменьшились, а у «Аэрофлота», например, продолжают расти. Для онлайн-продаж сдвиг структуры перевозок в сторону регулярных рейсов – только в плюс. Посещаемость интернет-сервисов по продаже авиабилетов в среднем примерно на 20% выше, чем год назад, и для авиакомпаний, и для OTA.

Алексей Дорош видит две основные угрозы – драматический рост курсов валют и падение реальных доходов населения. Как следствие – снижение спроса на путешествия. На рынке онлайн-туризма сказывается уменьшение среднего чека и прибыльности каждой покупки. В продажах по зарубежным направлениям средний чек всегда значительно выше. Например, в 2014 году по авиабилетам за рубеж он составлял примерно 15 тыс. рублей, для внутренних – около 9 тыс. Таким образом, если выездной поток снизился на 40%, а внутренний вырос на 30%, это не компенсирует онлайн-тревел игрокам выручку.

Одновременно, по словам эксперта, закончился активный период инвестирования в ОТА – за последний год на рынке не было ни одной значимой сделки. После изменения политической ситуации доступ игроков рынка к деньгам инвесторов фактически закрыт, а внутренние инвестиции в условиях дефицита оборотных средств не способны компенсировать отсутствие вложений. Все это привело к вынужденной переориентации онлайн-игроков от стратегии «погони за оборотом» к стратегии борьбы за прибыльность, которая сейчас осложняется общей экономической ситуацией.

Мешает радоваться жизни ОТА и по-прежнему здравствующий офлайн. Многие исследователи отмечают тот факт, что большинство клиентов по-прежнему больше ищут и мониторят цены в интернете, чем покупают. По данным Data Insight и PayPal, 25% потребителей выбрали билет и заказали не через интернет, 19% – выбрали в интернете, но заказали в офлайне, 10% – заказали через интернет, оплатили в офлайне и лишь 45% – заказали и оплатили через интернет. Аналогичные цифры дает и PwC: 78% путешественников ищут информацию для отпуска в онлайне, 46% – в основном мониторят ситуацию и только 32% – бронируют онлайн. Так что офлайн, по словам Бориса Овчинникова, пока не сдается.

К тому же, по словам директора по маркетингу компании BrandSpotter Ильи Ермолаева, проникновение широкополосного доступа в интернет в Москве составляет около 75%, в Санкт-Петербурге – 70%, по России в целом – около 50-55%. Еще порядка 10% составляет доля мобильного интернета. Это данные Яндекса. Цифры означают, что более 35% наших соотечественников практически не используют интернет в повседневной жизни. В развитых странах проникновение всемирной паутины превышает 80%, например, в Германии и Франции – 85%. Стоит учитывать и слабо развитую мобильную сеть – интернет часто невозможно поймать даже в Подмосковье, не говоря уже о других регионах страны. Если в Европе и США доля онлайн-розницы в прошлом году превысила 8%, то в России не взяла планку и в 2%: у нас в стране только 10% интернет-пользователей используют сеть для совершения покупок.

«Заинтересованность» людей в использовании интернета зависит от таких факторов, как общий уровень проникновения, стоимость широкополосного доступа. Стоимость имеет постоянную тенденцию к снижению, но, к примеру, на Дальнем Востоке, как заметил Илья Ермолаев, она все еще остается высокой – около 100 рублей за мегабит на март 2014 года, то есть около 200 рублей в месяц за канал в 20 мегабит. Но также важны и другие факторы: низкая финансовая грамотность населения и уровень недоверия к банкам, который возрастает от нестабильности банковской системы, от отзывов лицензий регулирующими органами и от тиражирования информации об этом по телевидению. В результате на начало 2014 года только 45% россиян имели счет в банке, без которого немыслима оплата большей части товаров и подавляющего количества услуг через интернет.

Версия для печати