Что поддержал и что отверг турбизнес в проекте поправок к отраслевому закону
Российский союз туриндустрии и Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности проанализировали поступившие от участников рынка предложения по поправкам в проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации» и сформулировали общую позицию по этому вопросу.
В ходе обсуждения поддержку у представителей турбизнеса нашли следующие предлагаемые изменения.
- Введение специальных требований к участникам рынка, реализующим туруслуги в интернете, в целях повышения их ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств перед потребителем;
- Введение требований к деловой репутации для замещения должности руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера;
- Запрет на осуществление туроператорской деятельности юрлицам, сведения о которых отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров, и введение уголовной ответственности за нарушение этой нормы;
- Создание единого федерального реестра турагентов;
- Требование выдачи в составе турпакета электронного пассажирского билета, который подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно, если это указано в договоре о реализации турпродукта;
- Введение лимита обязательного возмещения ущерба в случае неоказания услуг по договору о реализации турпродукта по аналогии с тем, как возмещается ущерб вкладчиков в случае финансовой несостоятельности банка;
- Введение обязанности туроператора письменно проинформировать туриста о возможности добровольного страхования своих финансовых рисков, связанных с неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации турпродукта;
- Требование к договору фрахтования или иным договорам, заключаемым для организации воздушной перевозки туристов, предусматривающее:
· предоставление туроператором фрахтовщику (агенту фрахтовщика) гарантии оплаты по договору в виде банковской гарантии, депозита, договора счет эскроу и т.п.;
· обязанность туроператора выдавать туристу электронный пассажирский билет, подтверждающий право туриста на перевозку по указанному при заключении договора маршруту;
· наличие в договоре положения, гарантирующего возвращения туриста из страны временного пребывания независимо от финансовых взаимоотношений между участниками договора.
- Дифференциацию размеров взносов в резервный фонд «Турпомощи» в зависимости от численности туристов, отправленных за рубеж в течение года;
- Дифференциацию размеров взносов в резервный фонд «Турпомощи» туроператоров, являющихся его членами и вновь вступающими в связи с намерением начать туроператорскую деятельность;
- Разграничение полномочий между туроператором и турагентом, а также конкретизацию прав и полномочий турагента в рамках договора о реализации тур продукта;
- Развитие механизмов персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Полагаем, что общий объем финансового обеспечения по договорам о реализации турпродукта должен перераспределяться в пользу механизмов индивидуальной ответственности туроператоров за результат своей финансово-экономической деятельности.
Вместе с тем, РСТ и профильный комитет ТПП РФ полагают, что введение фонда персональной ответственности туроператоров на данном этапе представляет целесообразность для компаний, реализующих чартерные программы с объемом выручки от реализации турпродукта более 400 млн. рублей в расчете на год.
- Наделение федерального органа исполнительной власти в сфере туризма контрольно-надзорными функциями с соответствующим финансовым и кадровым обеспечением.
В целом поддерживая введение понятия «реализация турпродукта дистанционным способом», РСТ и профильный комитет ТПП РФ считают необходимо обратить внимание на чрезвычайную сложность реализации предлагаемых механизмов, связанных с централизацией обработки большого массива информации, для чего необходимо предусмотреть отсрочку принятия данных положений и соответствующего финансирования.
Требует более тщательной проработки, анализа экономических последствий а также возможностей практической реализации введения с 2018 года такого понятия и инструмента государственного регулирования, как «электронная путевка».
Это также касается создание реестра договоров о реализации турпродукта в сфере выездного туризма в целях повышения прозрачности и устойчивости соответствующего сектора туристического рынка.
В большинстве отзывов по проекту закона не поддерживаются предложения, связанные с кардинальным увеличением финансовой нагрузки на турбизнес, тем более без дифференциации в зависимости объемов реализации турпродукта и особенностей различных направлений деятельности. В частности, турбизнес выступил против минимального взноса 100 тыс. рублей в резервный фонд «Турпомощи», считая его избыточным для туроператоров, относящихся к категории малого бизнеса. Предлагается снизить минимальный взнос до 60 тыс. рублей.
Также не поддержано увеличение минимального размера финансового обеспечения до 50 млн. рублей для туроператоров по выездному туризму, как явно избыточную и экономически не обоснованную. Введение этой нормы фактически исключает возможность туроператорской деятельности для представителей малого и среднего бизнеса, работающих в нишевых сегментах туристического рынка, в приграничных регионах. Кроме того, предлагаемая норма в 3% от общей годовой цены турпродукта, по мнению экспертов страхового и туристического рынка, является трудно реализуемой и не должна превышать 1,5-2%;
Не поддержано введение обязательного аудита для всех туроператоров в сфере выездного туризма. По мнение турбизнеса, эту норму следует вводить только для тех компаний, у которых объем выручки от реализации турпродукта за предшествовавший отчетному году период превышает 400 млн. рублей;
В большинстве поступивших отзывов высказано несогласие с предложением ввести финансовое обеспечение турагентов на сумму не менее 500 тыс. рублей. Предлагается определить диапазон от 50 тыс. до 200 тыс. рублей.
Наиболее принципиальное значение имеет то обстоятельство, что все предлагаемые в законопроекте затраты, связанные с финансовыми гарантиями и взносами в «Турпомощь», у туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения, не учитываются в составе расходов при расчете налоговой базы по единому налогу. А выплата этих расходов из прибыли неминуемо приведет к банкротству большинства «упрощенцев» в сфере выездного туризма, то есть будет способствовать дальнейшему обострению кризиса в турбизнесе.
Поэтому РСТ и профильный комитет ТПП РФ считают, что одновременно с принятием предлагаемого законопроекта в Налоговый кодекс РФ должны быть внесены изменения, предусматривающие отнесение затрат туроператора в сфере выездного туризма на расходы в целях расчета единого налога.
Полный вариант предложений смотрите здесь.