Интурмаркет 2020 02.10

Если не наладить контроль, серая зона захлестнет турбизнес

На годовом собрании «Турпомощи» 19 апреля глава Федерального агентства по туризму Зарина Догузова назвала семь проблем турбизнеса, которыми Ростуризм уже занимается или планирует заняться в самое ближайшее время. Это, в частности, регламент взаимодействия в экстренных ситуациях, обнуление взносов в резервный фонд, трудности с получение финансовых гарантий и другие. Туроператоры в своих выступлениях дополнили этот перечень, также обозначив проблемы, в решении которых они рассчитывают на Ростуризм.

Генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная говорила о том, что сейчас активно обсуждается необходимость более жесткого регулирования турагентского рынка. «Сегодня вход на турагентский рынок практически ничем не ограничен. Любой предприниматель или юридическое лицо вправе попробовать себя в этом качестве. Такое положение вещей объясняет участившиеся случаи мошенничества в этой сфере», – сказала г-жа Подгорная.

Вместе с тем, по ее словам, велик процент и добросовестных, но переоценивших свои возможности агентств, которые не в состоянии выполнить законные требования туристов в случае массового отказа от поездок. Так было в ситуации с закрытием Турции, Египта, а также в связи с остановкой деятельности крупных операторов и сетевых образований. Все это привело к тому, что на рынке начали говорить о введении на уровне закона обеспечительных мер уже и для турагентств. Предложений много – от оформления турагентами обязательных финансовых гарантий до создания СРО.

«Но так ли необходимо ужесточение госполитики в части регулирования турагентской деятельности?» – рассуждает эксперт. По ее словам, необходимость учета организаций и предпринимателей, которые позиционируют себя в качестве турагентов, сегодня очевидна, и это реализовано – создан реестр турагентств при «Турпомощи». Необходимость автоматизации договорных отношений туроператор-турагентство-турист также очевидна – разрабатывается электронная путевка.

При этом, как заметила Анна Подгорная, большинство крупных операторов сейчас очень тщательно подходят к выбору своих контрагентов. Тем более что работа с турагентствами предполагает дополнительные расходы операторов. Например, на комиссионное вознаграждение – оператор должен жертвовать долей своей прибыли ради достижения коммерческих интересов агентств, а также на бонусные программы, инфотуры и т.д. Понятно, что вложения оператора предполагают контроль за отдачей, поэтому от агентств сейчас требуется представить солидный пакет подтверждающих документов. Необходимо также пройти согласование службы безопасности туроператора. «Так что входной фильтр для агентств создан серьезный. Возможно, и не нужно никаких дополнительных мер со стороны регулятора. В дальнейшем, по моему мнению, корректная и прозрачная деятельность в рамках закона, четкое соблюдение договорных отношений обеими сторонами помогут избежать негативных ситуаций», – полагает г-жа Подгорная.

Заместитель генерального директора компании «Анекс Тур» Яна Муромова подтвердила, что служба безопасности оператора проводит сейчас проверку турагентства не только перед заключением договора, но еще и периодически в ходе сотрудничества. Больше всего претензий к так называемым центрам бронирования. В них входят как раз те агентства, которые по какой-то причине не смогли пройти контроль службы безопасности. Центры бронирования позиционирует себя как агентские сети, однако на деле никакой работы с агентствами управляющая компания не ведет, а выступает простым посредником по сбору денег. К тому же многие ЦБ объявляют себя туроператорами, хотя ими не являются.

«К нам, например, обратилось более 4 тысяч агентств, которые работали через «Полар Тур», из них менее 10% смогли предоставить документ, подтверждающий сотрудничество, многие работали без договоров, платили на личные карточки сотрудников», – сказала г-жа Муромова. Назрела необходимость принять серьезные меры для регулирования рынка агентств с точки зрения легальности их работы, и одним из первых шагов должна стать электронная путевка, полагает эксперт.

Директор компании «Ом-Тур» Инесса Картинцева согласна с коллегами, что вопросы легальности работы – самые острые для турбизнеса. «Число компаний, которые занимаются туроперейтингом, не имея на это никаких правовых оснований, заметно выросло. Наша компания уже 20 лет работает на довольно узком рынке, предлагая, в первую очередь, экскурсионные и лечебные туры в Индию. По моим оценкам, число псевдо-туроператоров на направлении составляет не менее 30-50%», – сказал она.

При этом еще года три года назад, как заметила г-жа Картинцева, этот процент был гораздо ниже, «нелегалы» старались не слишком афишировать свою деятельность, но, почувствовав полную безнаказанность, ведут себя все увереннее. Речь не о тех, кто не смог получить фингарантии, а о компаниях, которые сознательно выбирают «тень», потому что так выгоднее. «У некоторых из них нет не только финансовых гарантий или договоров с отелями, но даже офиса – вся работа с клиентами ведется по телефону. Их туристы практически не защищены, при этом цены – демпинговые», – пояснила глава «Ом-Тура». По ее словам, если не удастся наладить контроль и защитить добросовестных туроператоров, которые работают по правилам, серая зона захлестнет турбизнес.


Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати