Интурмаркет 2020 02.10

ЧМ слегка подпортил въездную статистику, но сильно улучшил имидж России

Чемпионат мира по футболу слегка подпортил туристическую статистику за 2018 год, но зато сильно улучшил имидж России. Так что туроператоры рассчитывают, что наступающий сезон компенсирует им потери 2018 года. Впрочем, и «урон» от ЧМ оказался в целом не таким чувствительным, как ожидалось.

В первую пятерку стран, откуда едет более половины всего турпотока в Россию, входят Китай, Германия, Южная Корея, США, Израиль. Таким же был этот список и в прошлом году.

Вторая пятерка самых активных въездных рынков изменения претерпела, хотя критическими их не назовешь. Италия потеснила Великобританию, заняв пятое место, а Япония – Иран. Правда, если Япония поднялась всего на одну строчку – с десятого места на одиннадцатое, то Иран буквально рухнул, сместившись с десятого места на 29-е.

По данным Пограничной службы РФ, всего в 2018 году в России с туристическими целями побывало 4 млн 209,7 тыс. человек, что на 10,5% больше, чем в 2017. Прирост в 2017 году по сравнению с 2016 был более ощутимым – 16,6%. По итогам прошлого года многие страны показали отрицательную динамику. Так, темпы роста турпотока из Китая упали практически вдвое – 13,6% против 26% в прошлом году, из США – 2% против 25%, из Канады – 2,7% против 36%, из Японии – минус 8% против роста на 26%.

 

 

Въезд иностранцев в Россию с целью туризма

по данным Пограничной службы

2018 год

(тыс. поездок)

Однако и эти показатели, по словам туроператоров, выглядят достойно, учитывая, что полтора месяца самого высокого сезона были «съедены» чемпионатом по футболу. Речь идет не о падении, а о замедлении темпов прироста, говорят они. «Уверена, что Япония просела только из-за футбола. Страна участвовала в чемпионате, приехали болельщики, но, конечно, они не могли компенсировать турпоток», – сказала RATA-news глава российского представительства компании Tumlare Елена Русова. По ее словам, в августе-октябре поток вернулся, но до прошлогоднего уровня не дотянул. Падение въезда из Японии на 8% в целом по рынку кажется г-же Русовой вполне реальным, тем не менее в Tumlare сезоном довольны.

Управляющего директора компании «Тари-Тур» Игоря Кузьмина японцы тоже «расстроили». А вот снижения американского рынка оператор совсем не заметил: «Направление развивается стабильно. Интерес к нашей стране у американцев сохраняется, идут запросы на нынешний год, политика нам не мешает. Есть, правда, небольшое снижение спроса в сегменте лакшери, но стандартные 4* идут отлично, так что на общей статистике это не отражается». По словам эксперта, 2017 год на американском направлении показал очень хороший прирост, так как речь шла об отложенном спросе с 2014 года, а сейчас поток просто стабилизируется.

Аналогичная история с въездом из Турции: в 2017 году, после трех лет напряженности в отношениях, число туристов из Турции выросло более чем вдвое, а в прошлом году – всего на 4,7%.

По словам г-на Кузьмина, в 2018 году хорошо работалось также с рынками Канады, Австралии, Голландии, Италии: «По своей компании мы никакого снижения этих потоков не видим». С коллегой согласен руководитель отдела въездного туризма компании «Свой ТС» Вадима Кирюхин: «Европейские рынки хорошо отработали прошлый сезон и активно вступают в новый. Более того, у нас уже есть немало групп на 2020 год с конкретными датами. Чуть слабее себя показали скандинавские страны, здесь легко расходятся только туры в Петербург».

Не жалуется на прошедший сезон и глава компании «Тройка» Антон Соловьев. «Все прошло отлично, хотя мы опасались, что из-за ЧМ сезон окажется вообще сорван. Но у нас было много групп, причем не только в центральной части России, но и в Сибири. Европейские рынки очень порадовали», – сказал он RATA-news. То, что въезд из разных европейских стран показывает подчас противоречивую динамику, эксперт объясняет цикличностью спроса, которым подвержены все традиционные для России рынки. Так, согласно данным Погранслужбы, потоки из Великобритании, Испании, Франции в Россию слегка притормозили, а вот из Италии и Германии, напротив, выросли на 10%.

Среди направлений, которые, даже с учетом падения динамики, продолжают демонстрировать убедительный рост, стоит назвать Южную Корею – 342,3 тыс. туристов, рост 45% (в прошлом году +64,5%). Более половины потока из этой страны приходится на Приморский край. Корейцам нравится летать во Владивосток «на выходные» своей компанией. Это близко, относительно дешево – путешествия в страны Европы обходятся намного дороже.

Самостоятельные поездки во Владивосток особенно интересуют корейскую молодежь, а групповые туры, в основном, выбирают пенсионеры. Главные стимулы роста: упрощенный визовой режим, большое количество авиарейсов, в том числе бюджетных, а также низкий рубль. Если несколько лет назад авиабилеты стоили порядка 40 тыс. рублей, то сейчас их стоимость упала в два раза.

Продолжают расти Бразилия (23,5%), Индия (12%), Таиланд (22,4%). Хорошим оказался сезон-2018 и для компаний, которые принимали израильских туристов (+10%), голландских (+9%). Менее заметно, но все-таки прибавили по 4-5% рынки прибалтийских стран, а также Польши.

Самая грустная динамика зафиксирована на иранском направлении: из этой страны в Россию в прошлом году приехали всего 21,5 тыс. туристов – на 69% меньше, чем годом ранее. Фактически это возвращение к объему 2014 года, когда иранцы к нам активно поехали. С тех пор их количество только росло, достигнув в 2017 году почти 70 тыс. Причина столь удручающей картины – экономическая ситуация в Иране, и она вряд ли улучшится в наступившем году.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати