Как создать турпродукт, способный конкурировать с самостоятельным бронированием
За последние четыре года Москва достигла серьезных успехов в развитии туризма. Если в конце 2010 года, когда Сергей Шпилько возглавил столичный Комитет по туризму и гостиничному хозяйству, мало кто воспринимал город как туристический центр, то уже в 2012-м он появился во многих международных рейтингах как динамично развивающееся направление. Более того, в 2013 году Москва была признана одним из самых популярных направлений у россиян. В конце 2014 года столица возглавила рейтинг российских городов, который наши туристы выбирали на новогодние каникулы.
Выступая на прошедшем в рамках выставки MITT-2015 саммите для турбизнеса уже в качестве первого заместителя руководителя департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы, Сергей Шпилько на примере столицы рассказал, как создать турпродукт, способный привлекать туристов и конкурировать с самостоятельным бронированием. Мы приводим фрагменты его выступления.
«Главная проблема России вообще и Москвы в частности – в отсутствии турпродукта при колоссальном туристическом потенциале. А нет продукта – нечего предложить и туристам. Его создание – задача не чиновников, а прежде всего бизнеса. Чиновники, власть могут лишь оказать содействие в этом процессе. Но надо учитывать, что на рынке пляжного туризма турфирмы выставляют практически аналогичные продукты и конкурируют друг с другом, а в сфере городского туризма компаниям приходится конкурировать, прежде всего, с самостоятельным бронированием. Победить в этом противостоянии туроператоры могут, представив новый интересный, привлекательный по цене и качеству продукт. То есть такой тур, который клиент не сможет организовать сам.
Убежден, что турфирма для этого должна быть готова меняться, создавать что-то нестандартное. В Москве позиционируют себя в качестве принимающих не менее 100 компаний. Правда, на деле и в приличных объемах въездным туризмом из них занимается не более десяти. А готовы меняться и отвечать на новые запросы времени – еще меньше.
С распространением интернета за последние десять лет роль туроператоров в организации отдыха снизилась по всему миру. Россия – не исключение. Слабеют и позиции турагентств, особенно после того, как авиакомпании лишили их комиссии за продажу авиабилетов. Какие-то компании на этой волне ушли в интернет, создав различные онлайн-тревел агентства, кто-то внедрил отдельные онлайн-сервисы параллельно с основным бизнесом. Другие активизировали деятельность в гостиничном бизнесе, купив отели или взяв их в управление. Кто-то ушел в нишевой продукт. Лишь единицы смогли выгодно продать свои компании.
Очевидно, что устоять на нынешнем высококонкурентном рынке с падающими ресурсами очень трудно. Выход – в поиске растущих перспективных рынков. Москва в этом смысле – очень хороший пример. Самым «принимающим» городом в нашей стране принято считать Санкт-Петербург. Однако число гостиничных номеров там с 2010 по 2014 год выросло с 23,6 тысяч до 24,4 тысяч, а в Москве – с 37,8 тысяч до 41,2 тысяч Число туристов в Петербурге увеличилось за это время с 2,4 млн. человек до 3 млн., а в Москве – с 4,2 млн. человек до 5,4 млн. Количество музеев в Санкт-Петербурге за четыре года осталось неизменным, а в Москве было 55 – стало 87. Причем это только те, что в ведении Минкультуры, а общая цифра еще больше. Пассажиропоток в северную столицу составляет 13 млн. человек, в Москву – почти 80 млн.
Несмотря на кризис, в 2015 году в Москве планируется открыть 15 отелей доступного уровня на 5 тысяч мест. На столичном гостиничном рынке острейшая конкуренция, что позволяет туроператорам получать исключительно выгодные тарифы – значительно ниже, чем в международных системах бронирования. Как следствие, поездка на 5 дней/4 ночи с 1 по 5 мая в двухместном номере 3* с завтраком обойдется в Москве почти вчетверо дешевле, чем в Берлине, который традиционно считается одним из самых недорогих европейских туристических городов: 19 тыс. рублей против 71 тыс. рублей.
Одной из главных проблем Москвы всегда была чрезвычайно узкая продуктовая линейка. Нам пришлось буквально продавливать создание большого количества новых, желательно коротких, дешевых, удобных для туриста программ. Против ожиданий, лишь немногие компании оказались способны изменить свое отношение к продукту. Среди них «Интурист» и «Тари-тур». На основе карты гостя Moscow Pass, которая позволяет существенно сэкономить на посещении музеев, а также использования даблдекера City Sightseeing и флотилии Radisson, они смогли предложить разнообразные экономичные туры. Например, уикенд на 3 дня/2 ночи с экскурсионной программой от «Интуриста» обойдется в 4235 рублей на человека при размещении в отеле 3* с завтраком. «Тари-тур» предлагает тур 4 дня/3ночи за 4449 рублей при размещении в отеле «Аэростар» 4* или Marriott 5* – за 7400 рублей. Изменив отношение к продукту, мы смогли получить такие одно-двухдневные программы, как «Москва мельком», «Москва с земли», «Москва в бинокль», «Москва из-под земли», «Москва в метро».
Основной вывод и совет турбизнесу, причем не только московскому, но и региональному: вместо того, чтобы предлагать один тур на весь год, компаниям надо разработать несколько программ, еще лучше – иметь на каждую неделю новый тур, приуроченный к каким-то событиям или мероприятиям или просто предлагающий свежую идею, или рассчитанный на конкретную целевую аудиторию – молодежь, старшее поколение и т.д. В любом случае, надо изучать интересы потенциальных клиентов, искать перспективу. Но искать ее надо не там, где вы в год наберете не более 100 человек, а там, где есть реальные ресурсы.
Второе необходимое условие выживания турбизнеса в нынешних условиях – модернизация штата, поиски гибких форматов работы. Делайте ставку на тех менеджеров, которые готовы предлагать что-то новое или двигаться в этом направлении. Там, где руководство компании умеет убедить сотрудников по-новому взглянуть на ситуацию, начинается движение вперед. Если побеждает рутина и все остается по-старому, начинается регресс. Уверен: надо меняться, иначе кризис не одолеть».
Фото Алексея Чеснокова