РАТА-новости
ТурТрансВояж 03.12.18
 
Круизы 08.12
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№4567Правомерно ли требование Ростуризма о годовой «дисквалификации» руководителей туроператора?

Правомерно ли требование Ростуризма о годовой «дисквалификации» руководителей туроператора?


Сотни туроператоров по всей стране «попали под статью» 4.1 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и вынуждены на целый год менять руководителей компании. За что?

 

В законе перечислены основания для исключения из реестра, в том числе непредставление туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения ответственности на новый срок и далее, несвоевременная подача документов, недостоверные сведения, исключение из «Турпомощи» и прочие, включая самостоятельный выход из реестра по заявлению туроператора.

 

В частности, если туроператор по каким-либо причинам пропустил срок подачи в Ростуризм сведений о фингарантиях, его исключают из реестра. А при подаче нового пакета документов, чтобы вернуться в реестр, ведомство проверяет, произошла ли замена «руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра». Если нет – отказ. И чаще всего это аргументируется несоответствием должностного лица туроператора требованиям статьи 4.1 отраслевого закона.

 

«Мы сразу предупреждали, что статья драконовская, особенно учитывая частоту, с которой у нас лишаются лицензий страховщики. Было очевидно, что через год половина всех директоров будет дисквалифицирована. Что в результате и произошло. Но, пока статья не начала работать, никто нас не услышал», – говорит глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов.

 

Главный камень преткновения – одно из требований о соответствии должностного лица вот с такой формулировкой: «отсутствие факта замещения должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра по основаниям, предусмотренным абзацами четвертым, шестымтринадцатым части пятнадцатой статьи 4.2 настоящего Федерального закона и абзацами третьим и пятым части пятой статьи 11.1 настоящего Федерального закона».

 

Вопросов к формулировке много. Возьмем «отсутствие факта замещения должности». Все словари дают две трактовки слова «замещение» в контексте трудовой деятельности: замена какой-либо должности либо служба в какой-либо должности. Большинство туроператоров понимают слово «замещение» в общепринятом в смысле – «вместо». И в ответ на отказ Ростуризма пишут, что в течение 12 месяцев до исключения из реестра никто вместо действующих руководителей в компании не работал, поэтому менять мы их не должны, включите нас в реестр (одно из таких писем есть в распоряжении RATA-news).

 

Но, как предполагает Георгий Мохов, в законе словосочетание «замещение должности» используется в смысле «назначение» и попало туда в качестве термина из другого законодательства, регулирующего другую деятельность, что и создало путаницу.

 

Опять же предположительно, поскольку это нигде не разъясняется, Ростуризм трактует «замещение должности» так. Например, юридическое лицо туроператора в апреле 2018 года исключили из реестра в связи с непредоставлением информации о продлении фингарантии на новый срок. На момент исключения и в течение 12 месяцев, предшествующих этой дате, то есть весь предыдущий год, его директором был Иван Иванов, что указано во всех документах и выписке из ЕГРЮЛ. Как поясняет Георгий Мохов, в Ростуризме это проверяется автоматически по указанной в заявке фамилии директора. Таким образом, подтверждается «факт замещения (Ивановым) должности руководителя в течение 12 месяцев, предшествующих дню исключения». Ростуризм видит в этом «дисквалифицирующий» признак и при повторной подаче туроператором документов для восстановления в реестре – отказывает по причине «несоответствия должностного лица требованиям», настаивая на замене руководителя. Таким образом, директор, его заместитель и главный бухгалтер фактически лишаются возможности осуществлять профессиональную деятельность в качестве должностного лица туроператора в любой организации. Кстати, заменить их бывает невозможно. Чаще всего потому, что директор и учредитель – это, как правило, одно лицо, а найти наемного директора – колоссальная проблема.

 

Появилась эта статья в законе вроде бы с целью защиты прав туристов: если компания не выполнила своих обязательств перед клиентами, то ее директор далее не должен занимать руководящие должности. Но получается, что работает она, в основном, только против туроператоров. Причем, в большинстве случаев, никого они не обманывали, туристов отправляли, а виноваты только в запаздывании с подготовкой необходимых документов.

 

Да и это нередко происходит по независящим от турфирм причинам. Из-за отзыва лицензий у страховых компаний им приходится постоянно искать новых страховщиков, которые согласятся предоставить финансовые гарантии, и далеко не всегда это удается сделать оперативно. Например, в апреле была приостановлена лицензия у «Инвестстраха», в мае Центробанк отозвал лицензию у «Центрального страхового общества». В общей сложности это коснулось 516 туроператоров, и в обоих случаях Ростуризм предупреждал о необходимости переоформления фингарантий.

 

Но история с «замещением должности» хоть и путано, но в законе обозначена. А вот на каком основании Ростуризм требует замены руководства компании на последующие 12 месяцев – совсем непонятно. В статье 4.1 этот срок никак не оговаривается, также в законе нет порядка снятия этого ограничения. На практике ведомство «дисквалифицирует» директора, который работал на момент исключения компании из реестра, на последующие 12 месяцев.
Может быть, там как-то иначе понимают слово «предшествующий»?

 

РСТ направил запрос в департамент туризма и региональной политики Минкультуры с просьбой разъяснить, в течение какого периода времени действует ограничение для должностного лица, лишенного права занимать руководящие должности в организации, осуществляющей туроператорскую деятельность, и каким документом оно может быть отменено.

 

Ирина Тюрина, RATA-news


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 27.11.18
Visit Japan - тренинг
Питер тур Паринова 14.12
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
«Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная»
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами»
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась»
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100