Правомерно ли требование Ростуризма о годовой «дисквалификации» руководителей туроператора?
Сотни туроператоров по всей стране «попали под статью» 4.1 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и вынуждены на целый год менять руководителей компании. За что?
В законе перечислены основания для исключения из реестра, в том числе непредставление туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения ответственности на новый срок и далее, несвоевременная подача документов, недостоверные сведения, исключение из «Турпомощи» и прочие, включая самостоятельный выход из реестра по заявлению туроператора.
В частности, если туроператор по каким-либо причинам пропустил срок подачи в Ростуризм сведений о фингарантиях, его исключают из реестра. А при подаче нового пакета документов, чтобы вернуться в реестр, ведомство проверяет, произошла ли замена «руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра». Если нет – отказ. И чаще всего это аргументируется несоответствием должностного лица туроператора требованиям статьи 4.1 отраслевого закона.
«Мы сразу предупреждали, что статья драконовская, особенно учитывая частоту, с которой у нас лишаются лицензий страховщики. Было очевидно, что через год половина всех директоров будет дисквалифицирована. Что в результате и произошло. Но, пока статья не начала работать, никто нас не услышал», – говорит глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов.
Главный камень преткновения – одно из требований о соответствии должностного лица вот с такой формулировкой: «отсутствие факта замещения должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра по основаниям, предусмотренным абзацами четвертым, шестым – тринадцатым части пятнадцатой статьи 4.2 настоящего Федерального закона и абзацами третьим и пятым части пятой статьи 11.1 настоящего Федерального закона».
Вопросов к формулировке много. Возьмем «отсутствие факта замещения должности». Все словари дают две трактовки слова «замещение» в контексте трудовой деятельности: замена какой-либо должности либо служба в какой-либо должности. Большинство туроператоров понимают слово «замещение» в общепринятом в смысле – «вместо». И в ответ на отказ Ростуризма пишут, что в течение 12 месяцев до исключения из реестра никто вместо действующих руководителей в компании не работал, поэтому менять мы их не должны, включите нас в реестр (одно из таких писем есть в распоряжении RATA-news).
Но, как предполагает Георгий Мохов, в законе словосочетание «замещение должности» используется в смысле «назначение» и попало туда в качестве термина из другого законодательства, регулирующего другую деятельность, что и создало путаницу.
Опять же предположительно, поскольку это нигде не разъясняется, Ростуризм трактует «замещение должности» так. Например, юридическое лицо туроператора в апреле 2018 года исключили из реестра в связи с непредоставлением информации о продлении фингарантии на новый срок. На момент исключения и в течение 12 месяцев, предшествующих этой дате, то есть весь предыдущий год, его директором был Иван Иванов, что указано во всех документах и выписке из ЕГРЮЛ. Как поясняет Георгий Мохов, в Ростуризме это проверяется автоматически по указанной в заявке фамилии директора. Таким образом, подтверждается «факт замещения (Ивановым) должности руководителя в течение 12 месяцев, предшествующих дню исключения». Ростуризм видит в этом «дисквалифицирующий» признак и при повторной подаче туроператором документов для восстановления в реестре – отказывает по причине «несоответствия должностного лица требованиям», настаивая на замене руководителя. Таким образом, директор, его заместитель и главный бухгалтер фактически лишаются возможности осуществлять профессиональную деятельность в качестве должностного лица туроператора в любой организации. Кстати, заменить их бывает невозможно. Чаще всего потому, что директор и учредитель – это, как правило, одно лицо, а найти наемного директора – колоссальная проблема.
Появилась эта статья в законе вроде бы с целью защиты прав туристов: если компания не выполнила своих обязательств перед клиентами, то ее директор далее не должен занимать руководящие должности. Но получается, что работает она, в основном, только против туроператоров. Причем, в большинстве случаев, никого они не обманывали, туристов отправляли, а виноваты только в запаздывании с подготовкой необходимых документов.
Да и это нередко происходит по независящим от турфирм причинам. Из-за отзыва лицензий у страховых компаний им приходится постоянно искать новых страховщиков, которые согласятся предоставить финансовые гарантии, и далеко не всегда это удается сделать оперативно. Например, в апреле была приостановлена лицензия у «Инвестстраха», в мае Центробанк отозвал лицензию у «Центрального страхового общества». В общей сложности это коснулось 516 туроператоров, и в обоих случаях Ростуризм предупреждал о необходимости переоформления фингарантий.
Но история с «замещением должности» хоть и путано, но в законе обозначена. А вот на каком основании Ростуризм требует замены руководства компании на последующие 12 месяцев – совсем непонятно. В статье 4.1 этот срок никак не оговаривается, также в законе нет порядка снятия этого ограничения. На практике ведомство «дисквалифицирует» директора, который работал на момент исключения компании из реестра, на последующие 12 месяцев.
Может быть, там как-то иначе понимают слово «предшествующий»?
РСТ направил запрос в департамент туризма и региональной политики Минкультуры с просьбой разъяснить, в течение какого периода времени действует ограничение для должностного лица, лишенного права занимать руководящие должности в организации, осуществляющей туроператорскую деятельность, и каким документом оно может быть отменено.
Ирина Тюрина, RATA-news