«Рособоронэкспорт» отращивает крылья
ФГУП «Рособоронэкспорт» продолжает экспансию на авиарынок. В дополнение к бизнесу по заправке самолетов, госпосредник по экспорту вооружений собирается всерьез заняться авиаперевозками. Подконтрольная ФГУП авиакомпания «Московия» подписала меморандум о покупке до 24 пассажирских и грузовых самолетов Ту-204 и Ан-148. Через четыре года она планирует перевозить 1,5 млн. пассажиров, что сопоставимо с нынешним пассажиропотоком «Красноярских авиалиний», которые входят в десятку крупнейших российских авиаперевозчиков.
Как рассказал «Коммерсанту» гендиректор «Московии» (ОАО «Авиакомпания ЛИИ им. Громова») Михаил Алексеев, перевозчик подписал с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Кº» (ИФК) меморандум по приобретению до девяти пассажирских Ту-204, шести грузовых Ту-204C и до девяти региональных пассажирских Ан-148. В ИФК «Коммерсанту» пояснили, что до конца октября с «Московией» предполагается подписать первый твердый контракт на поставку трех пассажирских Ту-204 и трех грузовых Ту-204С. До конца года должен быть заключен контракт на поставку пяти Ан-148, соглашения по остальным самолетом предполагается подписать в 2008 году. Стоимость сделки стороны раскрыть отказались. По данным ИФК, каталожная цена Ту-204 составляет $44 млн, а Ан-148 – $25 млн. То есть планы «Московии» по обновлению парка могут стоить до $885 млн.
Владельцем 51% акций ОАО «Московия» является «Рособоронэкспорт», еще 49% принадлежит ФГУП «ЛИИ им. Громова». Сейчас в парке «Московии» пять самолетов – три грузовых Ан-12 и два пассажирских Ту-154. Компания летает из аэропорта «Домодедово» в Барнаул, Черногорию, Узбекистан и Азербайджан. Грузовые самолеты базируются в «Быково» и выполняют рейсы для корпорации «Иркут» и Центробанка РФ. «Основная доля оборота компании – пассажирские перевозки», – утверждает г-н Алексеев. В 2006 году «Московия» перевезла около 130 тыс. человек.
В «Рособоронэкспорте» сообщили, что полностью поддерживают планы по развитию авиакомпании, но отказались уточнить, как будет профинансирована сделка с ИФК. Все самолеты должны быть поставлены «Московии» в 2008-2010 годах. «Мы планируем существенно расширить наши пассажирские и грузовые перевозки как в России, так и за рубежом, а также выйти на рынок региональных перевозок, – пояснил г-н Алексеев. – К концу 2010 года, когда завершатся все поставки по контрактам, мы планируем выйти в области внутренних и международных, регулярных и чартерных пассажирских перевозок на уровень свыше 1,5 млн. человек в год».
«Московия» планирует регулярные рейсы из Москвы в Иркутск, Томск, Якутск, по СНГ – в Ташкент, Душанбе, Ашхабад, Баку и Красноводск. Парк Ан-148 будет базироваться как в Москве для обслуживания центрального региона, так и в Барнауле для перевозок по Сибири и на Дальний Восток. Чартерные рейсы из Москвы предполагаются в Египет, Турцию, Хорватию и Болгарию. «Из сибирского региона будут чартерные рейсы по всей Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Индию, Китай, Таиланд и Вьетнам, – отмечает г-н Алексеев.
Руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что если «Московия» реализует свои планы, у нее есть шанс после 2010 года войти в число 15 основных российских пассажирских авиакомпаний. «По итогам 2006 года, к примеру, «Атлант-Союз» перевез 1,2 млн. пассажиров, «Вим-Авиа» – более 1,3 млн., но авиаперевозки растут сейчас на 10-15% в год, так что эти компании после 2010 года уже перешагнут рубеж в 1,5 млн.», – отмечает г-н Пантелеев. Входящие сейчас в первую десятку «Красноярские авиалинии» перевозят 1,8 млн. пассажиров.
Участники рынка оценивают шансы «Рособоронэкспорта» скептически. «Авиарынок очень конкурентен, чтобы на нем преуспеть, наличия парка самолетов недостаточно», – говорят в авиакомпании «Сибирь», отмечая, что для успешной работы «нужно выстравивать дистрибьютерскую сеть, маркетинговую и тарифную политику».