Гостиничный бизнес надеется запретить паритет цен для всех агрегаторов
Отельеры рассчитывают добиться законодательного запрета паритета цен и для конкурентов Booking.сom.
Пока Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит свой отзыв на эту инициативу, представители гостиничного бизнеса настаивают, что ограничения только для глобального игрока не решат их проблему. Юристы не исключают, что прецедент с Booking.сom позволит регулятору влиять и на других игроков.
ФАС попросила Ростуризм предоставить отзыв на законопроект о запрете паритета в договорах систем бронирования с отельерами. Предполагается, что свою позицию относительно этих поправок служба представит уже на этой неделе.
Поправки к закону об основах туристской деятельности, предусматривающие запрет на паритет цен для систем бронирования, «Опора России» направила в ФАС летом 2020 года. Этому предшествовала затянувшаяся тяжба с Booking.com, в рамках которой отельеры стремились убедить ФАС ограничить практику применения паритета цен со стороны сервиса. С 30 ноября этого года Booking.com по решению суда отказывается в договорах с отельерами от пункта о паритете цен.
Гостиницы смогут проводить более гибкую ценовую политику, а у потребителей появится больше возможностей по бронированию по сниженным ценам, в частности – через каналы прямых продаж, уточнили в ведомстве. Там добавили, что с вступлением в силу новых ограничений положение сервиса на российском рынке не должно существенно измениться.
В «Опоре России» настаивают, что установление полного запрета на паритет цен по примеру Франции, Бельгии, Германии и Италии – единственная возможность регулирования рынка. Президент Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина отмечает, что у некоторых небольших игроков на рынке онлайн-бронирования сохраняются сильные позиции в отдельных регионах. И это оказывает серьезное влияние на отдельные рынки.
В «Яндекс.Путешествиях», Emerging Travel Group (бренд Ostrovok.ru) и Tvil.ru указывают, что не применяют в договорах практику паритета цен. Но гендиректору Tvil.ru Алексею Черепахину известны случаи применения подобной политики некоторыми работающими в стране сервисами.
Собеседник «Коммерсанта» на гостиничном рынке отмечает, что у него до сих пор действуют договоры со всеми системами бронирования, где закреплен паритет цен. Эти сервисы, по его словам, до сих пор не присылали сообщений об изменении этого пункта. «Сейчас мы самостоятельно направили новые варианты договоров и ждем реакции»,- поясняет он.
Алексей Черепахин добавляет, что изменение политики со стороны Booking.com сыграет на руку средствам размещения, которые используют площадку как рекламную и не заинтересованы в рейтинге. В ETG не ждут влияния решения по поводу паритета цен и на собственный бизнес: «Системы бронирования уже научились работать в условиях такой практики у глобального игрока».
Как отмечает адвокат Forward Legal Олег Шейкин, ФАС удалось привлечь в суде Booking.com к ответственности, руководствуясь действующими нормами закона о защите конкуренции, указав на злоупотребление доминирующим положением. «Это широкое понятие, под которое подпадает в том числе запрет на паритет цен», – указывает он. Юрист предполагает, что другие системы бронирования самостоятельно откажутся от этого положения в договорах, осознавая риски взыскания значительного штрафа.