Общественная палата считает, что законопроект о туризме в нынешнем виде принимать нельзя
В Общественной палате 2 февраля прошли «нулевые» чтения по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ». Палата уже направляла свои замечания в Госдуму. Однако многие ее рекомендации, представленные осенью 2014 года, учтены не были. Теперь законопроект уже готовится к первому чтению в Госдуме, и необходимо еще раз выяснить мнение о нем экспертов, общественных организаций, представителей профильных органов государственной власти, туристического и страхового бизнеса, отраслевых экспертов, юристов.
Российский союз туриндустрии также представил на этой встрече свою позицию. По итогам заседания было составлено заключение об общественной экспертизе законопроекта. Документ направят в Госдуму 4 февраля, и, как уверяет руководство Общественной палаты, «будет сделано все, чтобы эти рекомендации были учтены во втором чтении». Одновременно Общественная палата намерена работать с профильным комитетом Госдумы, чтобы отложить первое чтение законопроекта.
В Общественной палате считают, что обсуждаемый законопроект, как и в целом правовое регулирование туристической деятельности, существует пока в отрыве от остального законодательства. А это грозит в первую очередь серьезными последствиями для граждан в судах. Непонятно, например, с какого момента можно считать договор заключенным. В законопроекте отмечено, что это происходит при полной оплате тура, что не соответствует практике заключения гражданских договоров. Кроме того, в законопроекте слабо прописаны отношения между операторами и агентами. Нужно четко определить, кто отвечает за недостатки обслуживания и сколько за это можно взыскать.
Есть серьезные замечания по другим вопросам. Например, Общественная палата поддерживает идею создания персонального фонда туроператоров, однако при этом их ответственность по договорам страхования должна быть минимизирована. Именно такая рекомендация прозвучала в первой экспертизе этого законопроекта, представленной палатой еще осенью. Действующий закон и так уже достаточно отяготил операторов: они платят за финансовые гарантии, оплачивают взносы в компенсационный фонд, а теперь еще им придется формировать персональный фонд. Одновременно разработчики закона хотят увеличить размер фингарантий для операторов с 30 млн. до 50 млн. рублей. Это приведет к уходу с рынка многих игроков, а в итоге – удорожанию путевок. Необходимо еще раз обсудить идею создания в сфере выездного туризма дополнительного персонального фонда. Кроме того, как предлагают разработчики, для тех, кто впервые начинает заниматься выездным туризмом, взнос должен составить не менее 30 млн. рублей. А это значит, полагают в Общественной палате, ущемление прав предпринимателей – закон закрывает доступ на этот рынок представителям среднего и малого бизнеса.
В законопроекте также существенно расширен перечень причин, по которым оператора можно исключить из федерального реестра. В частности, появилось такое основание, как «заключение договоров о перевозке, включая договор фрахтования, между туроператором и перевозчиком с нарушением существенных условий договора – со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно об этом нарушении». Эту формулировку, считают эксперты надо дорабатывать: каким образом и кто будет определять факт нарушения существенных условий договора? Не говоря уже о том, что зачастую установить такой факт возможно только в судебном порядке.
В статье 9 законопроекта невнятно прописано распределение ответственности между оператором и агентом за ненадлежащее исполнение своих обязательств как перед друг другом, так и перед туристом. По действующему законодательству ответственность в основном возлагается на туроператора, хотя, очевидно, что неправы бывают и агентства. Турист всегда может обратиться в суд, а иногда и в досудебном порядке взыскать убытки с оператора. При этом действующая норма закона не лишает оператора права обратиться затем с регрессным иском к агенту. Предлагаемая разработчиками новая норма вовлекает в споры между операторами и агентами еще и самого туриста. Теперь он вынужден будет требовать компенсации убытков и от оператора, и от агента одновременно, получая при этом возможность наблюдать, как те его будут «отфутболивать» друг другу. Или же турист будет подавать иск к кому-то одному, получать отказ, и затем обращаться к другому участнику конфликта. При этом не стоит забывать, что туристам часто удобнее взыскать убыток с агентства, в котором он заказывал тур, так как оно, как правило, находится рядом, а туроператор может работать не только в другом городе, но и другой стране.
Эксперты уверены: законопроект надо дорабатывать. Принимать его в представленном в Общественную палату виде преждевременно.