Интурмаркет 2020 02.10

Михаил Корнышев: «Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»

Российский туроператор «Ника», продавая разнообразные европейские круизы, уже второй год развивает уникальные маршруты по сибирским рекам Оби, Иртышу, Енисею. Кроме того в этом году компания впервые вывела на рынок круизы по Беларуси, а на 2018-й запланировала запуск речного проекта в Гамбии и Сенегале. О том, чего это стоит и какие перспективы сулит, рассказывает исполнительный директор компании Михаил Корнышев.

- Что сейчас происходит со спросом на речные круизы?

- Не могу говорить о круизах по Волге и вообще в европейской части России, мы в этом сегменте не работаем. «Ника» – основной российский фрахтователь круизных судов по рекам Европы. И на этот продукт спрос в нынешнем году вырос более чем 2,5 раза.

Мы вышли на уровень 2014 года, который по объемам был меньше, чем 2013-й, но значительно лучше 2015-го, когда в речном сегменте и не только всё резко неслось вниз. Международная круизная ассоциация CLIA, в которой мы состоим, регулярно публикует данные о росте индустрии – она прибавляет примерно по 8% в год. Отдельно речные круизы – около 11%.

Наш продукт разнообразный и по географии, и по цене, и мы видим, что в круизах стало больше россиян, и это люди разного достатка – и средний класс, и хорошо обеспеченные, и люди с невысоким доходом, в том числе пенсионеры.

Особенно радует актуальная для текущего года тенденция: европейские теплоходы, работающие по системе «все включено», стали забирать туристов с турецких курортов! У нас много примеров, когда семьи, которые прежде ездили только на море в отели 3*, в этом году решили впервые попробовать круиз. А мы на многих теплоходах в Европе делаем программы с обслуживанием на русском языке, организуем привычное питание и даже стали поднимать на борту российский флаг.

Еще радует, что круизные туристы «молодеют». Долгое время средний возраст нашего путешественника был порядка 67 лет, потом опустился до 63, чуть позже – до 60. Сейчас эта цифра 55-56 лет. Есть и пассажиры старше 90 лет, но появилась молодежь, которой нравятся новогодние предложения, пакеты «все включено». И если европейские круизные туристы чаще путешествуют парами, то среди россиян много семей с детьми.

Глубина бронирований – зачастую более года. Около 60% наших клиентов отправляются в круиз впервые. Половина из оставшихся 40% впервые едут по европейским рекам. И более 80% наших клиентов возвращаются к нам через год или два.

- За счет чего растет рынок круизов?

- Европейский – благодаря тому, что строятся новые суда, в том числе уникальные, под особые условия некоторых рек, которые до их появления даже не считались судоходными. Например, у крупнейшей в Европе круизной компании CroisiEurope есть теплоходы, которые способны уменьшать и увеличивать осадку на 70 см. Только эти суда могут ходить по европейским рекам Сава и Тиса. Три года назад они же создали колесный теплоход, что позволило совершать круизы по реке Луара. Так расширяется география, а значит и ассортимент. Поклонники круизов очень любят новинки.

Плюс постоянно растет комфортабельность теплоходов. На смену каютам с окном пришли каюты с французскими балконами, вот-вот появятся полноценные балконы. Все больше теплоходов предлагают на борту систему «все включено». Та же CroisiEurope предлагает пассажирам только блюда высокой кухни. Таким образом круиз становится не только географическим, историческим и культурным путешествием, но и гастрономическим.

- А где кроется потенциал для роста российских круизов?

- На мой взгляд, только в расширении географии. Возьмем любой круизный форум России, что мы там увидим? В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно.

Мы запустили сибирский проект в 2015 году, а первые круизы состоялись в начале лета 2016-го. Второй год наши круизы ходят по Енисею на теплоходе «Куприян», по Оби и Иртышу – на «Ремиксе». Уже сейчас идут продажи на 2018 год. Кстати, помимо уже знакомых маршрутов, например, Новосибирск – Салехард или обратно, туристов ждет и новый – «Корона российской империи» из Салехарда в Тобольск и далее в Новосибирск. Попытки запустить программу по Амуру пока не увенчались успехом, но мы не намерены останавливаться.

Предложив круизы по Сибири, мы ведь не создали что-то новое. А всего лишь попытались вспомнить и адаптировать под современные условия хорошо забытое старое. Зафрахтовали и модернизировали суда, подстроились под сегодняшнюю рыночную ситуацию. До нас последний круиз из Новосибирска состоялся в 1991 году.

В этом году мы открыли первую в истории навигацию по водным путям Беларуси. И довольно успешно – уже сейчас большая часть мест на следующий сезон продана. Судовладелец выбрал нас в качестве туроператора и генерального агента нового теплохода «Белая Русь» на ближайшие пять лет. Уникальный восьмидневный маршрут из Бреста в Мозырь или обратно включает 12 экскурсий, фольклорные выступления и знакомство с красотами Полесья. Кстати, теплоход работает по системе «все включено» и уже стал популярным.

- Сибирский проект также успешен?

- Круизы по Сибири в прошлом году принесли нам 11 млн рублей убытка. Мы цифру не скрываем, более того, подчеркиваем, что не имеем на этом проекте никаких дотаций от кого бы то ни было. Безусловно, мы хотим зарабатывать и в Сибири, но понимаем – ничто никогда не приносит плоды сразу. Сейчас можем позволить себе инвестировать в будущее за счет хороших результатов в других сегментах бизнеса.

Оптимизм в нас вселяют отзывы туристов, которые прежде путешествовали только по европейским рекам, а потом решились на сибирский круиз. В круизах по Сибири и в Беларуси уже побывало много наших постоянных клиентов. Они убедились, что качество нового продукта ничуть не хуже, чем в Европе, а в чем-то даже лучше. Например, мы гордимся организацией питания на теплоходе «Ремикс», его высоко оценили сотрудники известной мировой гостиничной сети, которые в прошлом году побывали в одном из круизов.

Сейчас растет спрос на сибирские маршруты со стороны иностранных туристов. «Куприян» в прошлом году совершил два круиза из Красноярска до Дудинки и обратно с российскими туристами на борту, в этом году будет тоже два, но уже с участием гостей из-за рубежа. На 2018 год мы запланировали четыре круиза.

- Не могу не заметить, что цены на сибирские круизы совсем не низкие. Турция все же дешевле.

- «Турецкие» туристы, о которых я упоминал, все же выбирают европейские круизы. Сибирские маршруты я бы не сравнивал с пляжными пакетами в Турцию. Туры по рекам Сибири ближе к экспедиционным круизам – подобные из числа морских заходят на Дальний Восток, Камчатку, Шпицберген. То, что труднодоступно, сложно организовывать, и это недешево, особенно если теплоходы небольшие. «Ремикс», например, берет на борт всего 62 туриста, а до реконструкции там было 338 мест. На этом судне у нас самые большие по площади каюты среди всех речных теплоходов мира, от 18 до 68 квадратных метров. На «Ремиксе» даже многие санузлы с окнами, стоит сантехника от именитых дизайнеров. Продукт создан для туристов, которые хотят отправиться в комфортабельную экспедицию, хотя каюты на теплоходе пяти категорий.

Туристы из Швейцарии, Германии, Нидерландов, США высоко оценили уровень «Ремикса». Были в числе пассажиров и высокопоставленные лица из Европы, и всемирно известные путешественники.

На «Куприяне» всего восемь пассажирских кают, и это скорее комфортабельная яхта. На борт можно взять 15 туристов и столько же членов экипажа. А продолжительность круиза от Красноярска до Дудинки – около 4 тыс. километров, поэтому и стоимость высокая.

- А что вы скажете о состоянии круизного флота на реках за Уралом?

- В Сибири и на Дальнем Востоке теплоходы можно пересчитать по пальцам, да и эти выжили чудом. Но далеко не все суда реконструированы, их владельцы – судоходные компании – не торопятся в это вкладывать. Запустить наш проект по Амуру мы пока не можем, в том числе, из-за низкого качества имеющегося там флота.

Сейчас много говорят о необходимости строить новые суда, но это огромные суммы, миллиарды рублей. Дешевле модернизировать флот, который есть. Что такое теплоход? Металл, двигатель, отделка и оборудование. Первое – самое дорогое. Многим сегодняшним судам по 50-60 лет. Но металл может служить и 100 лет. Если поменять оборудование и коммуникации, мы получим современный флот. А любой новый теплоход, если о нем не заботиться, через 10 лет тоже станет старым.

Нужен новый или реконструированный теплоход, и не ради одного-двух рейсов в сезон, а для полноценной работы. Мы с «Ремиксом» вышли в прошлом году с девятью круизами, и на третьем везли всего восемь пассажиров. Не отменили – потому что о круизах по этим местам народ забыл, и нужно делать все возможное, чтобы их возродить, показать, что теплоходы ходят регулярно. Это серьезная и долгая работа. Сейчас это не только отсутствие прибыли, но и неожиданные проблемы, «сюрпризы» от тех, кто, казалось бы, должен нам помогать.

- Вы хотите сказать, что не встречаете поддержки в сибирских регионах?

- Создавая маршрут, в том числе экскурсионную программу, мы обращаемся к местным туристическим информационным центрам с просьбой дать контакты музеев, администраций, фольклорных коллективов, информацию о достопримечательностях и т.п. Насколько я понимаю, эти организации призваны продвигать туризм в своих регионах. Так вот, например, ТИЦ Ханты-Мансийска помогает нам во всем, а ТИЦ Томской области ведет интересную игру.

Наш круиз предполагает несколько остановок в этой области, и в ТИЦ нам говорят, что обслуживание мы должны заказывать строго у одной турфирмы, назовем ее «А». Но мы работали с ней в прошлом году, были жалобы, на которые компания не отреагировала. Значит мы как добросовестный туроператор обязаны сменить поставщика. А нам говорят: нет, только фирма «А», иначе вас на территории области никто не будет принимать. Более того, они предупредили музеи и районные администрации – компании «Ника» ничем не помогать.

Все могло закончиться тем, что мы бы просто прошли мимо. Конфликт удалось разрешить лишь за две недели до начала круизов и только после вмешательства представителя Русского географического общества. Человек сам ездил по администрациям и говорил: вы что, с ума сошли?

В Красноярске тоже происходит нечто подобное. Мол, а почему «Ника», мы помогаем только тем, кто работает в нашем крае, чужим тут нечего делать. Но не вижу ни одной причины, по которой российскому туроператору нельзя привозить туристов в какой бы то ни было регион.

Это я уже не говорю о том, что в прошлом году, например, мы получил факс от администрации одного из районов с предложением отправить им 100 тысяч рублей на дрова для отопления. А администрация одного из городов на Иртыше запросила у нас 600 тысяч рублей на приведение в порядок инфраструктуры, чтобы мы могли привозить туристов. А сколько раз мы получали в качестве ответов на просьбы о взаимодействии заявления типа «мы тут с вашими туристами носимся – а нам за это ничего» или «летом нам не до туристов, у нас сезон отпусков» и т.п.

- Кстати, важная тема – инфраструктура речных портов в Сибири.

- Да, там не все идеально, но много и хорошего. Новый порт в Салехарде, отличный вокзал в Ханты-Мансийске, замечательные причалы в центре Томска, Сургута, Нижневартовска. Есть проблема в Новосибирске, но мы ее решили – берем туристов на борт в пригороде, в Бердске. Благодаря этому туристы могут пройти через единственную в Сибири шлюзовую камеру, которая находится как раз между Бердском и Новосибирском. Получается дополнительное приключение.

Речные круизы – совершенно особое путешествие. Независимо от маршрута – Сибирь, Беларусь, Сена или Дунай, это воплощение «мечты о диване», к которому достопримечательности приближаются сами. Переезжая из одного пункта в другой, не надо каждый раз собирать чемоданы, менять отели, «носить ноги». И, кстати, продажа круизов несет успех турагентам, поскольку турист почти гарантированно к ним вернется.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Версия для печати