Калуга

Операторы по российским речным круизам настроены оптимистично

Кризис на рынке речных круизов, разразившийся после крушения теплохода «Булгария» 11 июля 2011 года, оказался затяжным и тяжелым. Лишь сейчас, спустя почти два года, речной туризм возвращает утраченные позиции: растет спрос и глубина продаж, а туроператоры расширяют ассортимент и географию предложений. Впрочем, по отзывам большинства компаний, окончательно кризис пока не преодолен.

«Мы надеемся, что компании выйдут на прибыль, потому что прошедшие два года все работали в убыток», – признает генеральный директор туроператора «Инфофлот» Александр Сахаров. Директор тольяттинской компании «Пилигрим» Анна Тукмачева добавляет, что «ожидания позитивные, потому что хуже уже быть не может. Кризис неоправданно затянулся, но в самарском регионе круизы традиционно популярны, так что рынок должен восстановиться».

Все опрошенные RATA-news компании говорят о росте спроса на свой продукт. Правда, цифры разнятся от 7-10% до 45%. После провальных 2011 и 2012 годов это хороший прирост, хотя он и не позволяет говорить о полном возвращении к показателям до июля 2011 года.

«В конце марта, когда завершилась акция раннего бронирования, мы зафиксировали почти 45-процентный рост количества проданных путевок. Правда, показатели предварительных продаж не всегда означают, что сезон будет столь же успешным. Но и после окончания акции поток клиентов не прекратился, как это было в последние два года», – утверждает начальник отдела рекламы и PR компании «Водоходъ» Ксения Казакова.

По словам руководителя круизного отдела компании «Спутник-Гермес» (Самара) Татьяны Лимонниковой, спрос вырос еще и потому, что теплоходов на самарском рынке стало немного меньше. «В этом году многие теплоходы ушли под гостиницы в Казань, на Универсиаду. С конца июня и весь июль у нас ходит только один теплоход из четырех, остальные стоят в Казани», – рассказала она.

Важным последствием июльских событий 2011 года стало придирчивое отношение туристов к состоянию судна, его документам, условиям договоров с туроператорами и прочим тонкостям, на которые раньше мало кто обращал внимание. «Туристы, которые приходят в офис в первый раз, обязательно рассматривают разрешительные документы, внимательно, даже с пристрастием, читают договор. Пытаются определить стабильность компании, сколько она работает на рынке. Даже новые агентства, заключая договор, смотрят все документы. Это отрадно, что турист стал грамотный, потому что на рынке круизов в Самаре, как и везде, есть недобросовестные компании, серые операторы», – говорит Татьяна Лимонникова.

Глубина продаж в этом году, по словам Александра Сахарова, достигает в среднем, 3-4 месяца: «Мы много продали вперед, рейсы заполнены на 50%. Обычно покупают заранее постоянные клиенты, их 50-60% от общего числа. Они получают лучшие места именно на нужные круизы. Ближе к рейсам цены возрастают». О хорошей глубине продаж говорит и ведущий менеджер экскурсионного отдела компании «Роза ветров» Наталья Рогова: «У нас 70% десятидневных круизов на июль и август уже проданы».

Цены на круизы в этом году практически не выросли. У «Спутник-Гермес» популярный круиз выходного дня из Самары в Саратов, Хвалынск или Казань стоит от 6,5 тысяч рублей, включая питание, экскурсии и анимацию. У «Инфофлота» пятидневный маршрут из Костромы в Ярославль обойдется в 25 тысяч рублей, также с включенными услугами. При этом, по словам Александра Сахарова, заранее чаще всего покупаются 12-13-дневные круизы, а ближе к сезону – короткие 3-5-дневные. «У нас цены даже не были проиндексированы с 2011 года, то есть сейчас клиент может приобрести наш продукт на навигацию 2013 года по цене 2011 года», – добавляет Ксения Казакова.

Особняком стоят круизы по Байкалу и Енисею. У группы компаний «Истлэнд», предлагающей байкальские круизы, спрос растет ежегодно. «Продолжительность таких туров – от 3 до 14 дней. Нередко суда выкупаются полностью под деловые мероприятия. Корпоративный круиз может быть и однодневным с деловой и развлекательной частями, и недельным, в этом случае первая половина дня отдается под семинар, вторая – под отдых. Часто суда фрахтуют под переговоры. Однако сейчас мы отмечаем повышение интереса семейной аудитории к круизам и отдыху на Байкале», – говорит коммерческий директор  круизной компании «Исттрэвэл» (ГК «Истлэнд») Ольга Дудкина.

Исполнительный директор красноярской компании «Саянское кольцо» Анна Шеллер отмечает, что главные потребители круизов по Енисею – иностранные туристы. «Енисей – это бренд, который хорошо знают за границей. Поэтому чаще всего в круизы едут иностранцы, которые хотят посетить глухие места Сибири. Круиз по Енисею – это возможность увидеть экзотику полярного Севера. Туристы приезжают из Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландов, Польши, Италии, Финляндии, крупных городов России», – рассказала г-жа Шеллер. По ее словам, бронирование в этом году идет хорошо, и можно рассчитывать на удачный сезон.

В целом круизные операторы настроены оптимистично: пока загрузка рейсов хорошая. Но исход навигации, по словам г-на Сахарова, зависит от тех клиентов, которые покупают путевки в последний момент. А как поведут себя они, предсказать трудно.

Ксения Казакова напоминает, что один из факторов риска – то, что до сих пор не стабилизировался спрос на въездном рынке, а это загрузка половины флота «Водохода». «Финансовый и политический кризис продолжается, мы видим, что происходит в той же Европе, которая является основным поставщиком наших круизных туристов. Из-за падения пассажиропотока на въездном рынке, часть флота наших конкурентов переориентирована на обслуживание россиян, что создает явный переизбыток предложения во внутреннем сегменте», – подчеркнула она.

Приводим мнения участников обзора (по фамилиям в алфавитном порядке).

 

Ольга Дудкина, «Истлэнд» (Иркутск): «Новинкой этого сезона стало появление семидневного круиза по Байкалу. Чаще всего в сборные круизы отправляется теплоход «Александр Великий». Преимущества путешествия на этом судне – демократичная цена, а также скорость и маневренность теплохода. Место в каюте - от 20 тыс. руб. на трое суток, включая трехразовое питание и все услуги по программе.

В пятидневный круиз можно отправиться на теплоходах классом выше, например «Николай Ерощенко» и «Империя»: на борту есть каюты люкс, сауна, бассейн, тренажерный зал. Эти суда часто используют корпоративные клиенты.

 

Ксения Казакова, «Водоходъ»: «Популярны наши круизы между двумя столицами с посещением Углича, Мышкина, Кижей и острова Валаам, круизы по Волге с посещением Костромы, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Волгограда и Астрахани, а также маршруты выходного дня. В навигацию 2013 года все теплоходы «русской линии» – «Нижний Новгород», «Александр Радищев», «Кронштадт», «Феликс Дзержинский», «Санкт-Петербург», «Константин Коротков», «Александр Суворов» и другие будут работать в режиме пансионатов. На борту, помимо всего прочего, пассажиров ждут дегустации фиточая и кислородных коктейлей, занятия лечебной оздоровительной физкультурой, диетическое питание, набор медицинских услуг.

Мы открыли офис в столице Татарстана. Рейсы из Казани будет совершать теплоход «Сергей Кучкин», а новинкой его маршрутной схемы по праву считаются круизы, позволяющие в рамках одного маршрута посетить Нижнюю Волгу и Каму, например, Казань – Самара – Пермь – Казань.

Наконец, «Водоходъ» приступил к реализации комплексного проекта по обеспечению wi-fi доступа в интернет на всех круизных теплоходах компании. Пассажирам достаточно иметь мобильное устройство с поддержкой wi-fi, доступ возможен в одном из баров теплохода».

 

Татьяна Лимонникова, «Спутник-Гермес» (Самара): «У нас четыре теплохода. Собственный – «Валерий Чкалов», еще два – «Хирург Разумовский» и «Федор Достоевский» – в долгосрочной аренде. Также взяли в аренду «Федора Панферова».

Востребованы круизы до Петербурга, Москвы, Перми, Ростова-на-Дону. Популярны девятидневные маршруты до Астрахани стоимостью от 26 тыс. рублей на человека. Десятидневный круиз в Ярославль обойдется в 35-42 тыс. рублей. Стандартный круиз на 6 дней в Нижний Новгород – 17 тыс. рублей. В стоимость не входят экскурсии: много постоянно клиентов, которые на месте сами берут нужные экскурсии. Это позволяет им сэкономить от 3 тыс. до 8 тысяч, в зависимости от продолжительности круиза.

Среди клиентов лишь 20% – жители Самары. Остальные из Казани, Саратова, Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и других городов. Публика заметно молодеет, раньше больше ездили от 45 лет и выше, сейчас средний возраст 25 лет».

 

Наталья Рогова, «Роза ветров»: «Стабилен спрос на маршруты из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно либо только в одну сторону. Популярны круизы на Валаам, Кижи, также из обоих городов. Круизы выходного дня часто покупают туристы среднего возраста, которые едут обычно компаниями по 5-6 человек. Пользуются спросом также круизы в Пермь, чаще с выходом из Казани, Ульяновска, куда неместные туристы едут на поезде. В этом году востребована Ока, но навигация по этой реке заканчивается в начале-середине июня, потом она мельчает. Сейчас большой спрос на круизы из Москвы до Константинова.

Больше всего туристов интересуют круизы с тематическим уклоном, когда, помимо экскурсий и стандартной развлекательной программы, проходят еще и тематические вечера, мастер-классы по фотографии, киноклуб и т.д.».

 

Александр Сахаров, «Инфофлот»: «В этом году мы сделали «революционный» маршрут по Вятке, где лет 40 не ходили круизы, на теплоходе «Василий Чапаев». Круиз – двенадцатидневный, как раз на длинные майские праздники. Из Нижнего Новгорода доходили до Потрепухино, это пункт на Вятке, оттуда была экскурсия в Киров и Котельнич. И обратно, до Нижнего.

Стоимость в каюте с удобствами составляла около 60 тыс. рублей с человека. Такая цена получилась из-за того, что проводка была дорогостоящая: нам выделяли специальное судно, которое сопровождало теплоход, проводили траление дна, на что потратили сотни тысяч рублей. Кроме того, в местах подхода нет причалов, мы это все проверяли и делали самостоятельно. Но места разобрали за полгода до отправления, потому что маршрут эксклюзивный. В такие поездки отправляются настоящие энтузиасты. Повторить маршрут удастся только в следующем году, поскольку на Вятке судоходство в принципе возможно лишь в начале сезоне. Летом слишком мелко».

 

Анна Тукмачева, центр туристических программ «Пилигрим» (Тольятти): «У нас востребованы все маршруты – и вверх, и вниз по Волге. Вверх – это экскурсионные, они все пользуются большим спросом, на начало лета как раз вверх по Волге берут, потому что в Астрахани в этом время мошкара. Популярен шестидневный круиз в Нижний Новгород, который в зависимости от комфортабельности и количества палуб теплохода обойдется от 7,5 до 14 тыс. рублей с человека с трехразовым питанием. Но это нижняя планка – в люксовых каютах на четырехпалубном теплоходе круиз будет стоить 26-30 тыс. рублей.

Часто спрашивают Валаам и Кижи, хотя от нас практически нет таких маршрутов, они слишком длинные. Их покупают из Москвы».

 

Анна Шеллер, компания «Саянское кольцо» (Красноярск): «Мы предлагаем три комбинированных маршрута по Енисею. Первый – из Красноярска до Дудинки на теплоходе и от Дудинки до Норильска – автотранспортом. Такой вариант чаще всего выбирают индивидуальные иностранные туристы. Стоимость тура с набором минимальных услуг на 6 дней (билеты на теплоход, проживание в гостинице Дудинки и Норильска, трансфер Дудинка – Норильск – аэропорт) – от 25 тыс. рублей на человека при группе не менее двух человек.

Второй маршрут: из Норильска до Дудинки автотранспортом, от Дудинки до Енисейска – круиз на теплоходе, от Енисейска до Красноярска – переезд автотранспортом. По такому маршруту проезжают сборные группы, которые мы формируем 2-3 раза за лето. Стоимость полноценного экскурсионного тура – 61,3 тыс. рублей на человека за 8 дней при группе 6 человек.

Есть еще так называемый маршрут выходного дня: 1-й день – от Красноярска до Енисейска переезд на теплоходе, 2-й день – экскурсия по Енисейску, отдых, 3-й день – переезд автотранспортом из Енисейска в Красноярск, с заездом в Лесосибирск. Он популярен у жителей Красноярска, регионов Сибири и среди иностранных гостей, путешествующих по Транссибу. Стоимость экскурсионного тура (услуги гида, транспорт, билеты на теплоход, экскурсии, завтраки) – от 22 тыс. рублей.

В этом сезоне мы решили предложить альтернативную программу круиза Красноярск – Игарка, привлекательную тем, что у туристов есть возможность посетить интереснейший Музей вечной мерзлоты в Игарке.

Версия для печати