Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Эксперт с 20-летним опытом предсказал будущее въездного туризма в России
Главные новости

Эксперт с 20-летним опытом предсказал будущее въездного туризма в России

10:10, 21 октября 2024

«Больше 20 лет я занимался турами для иностранцев-пенсионеров по стандартной программе. Всё было ровно, тихо, планомерно. Въездной туризм не был драйвером экономики, но и не причинял головной боли власти. А в 2020 грянула пандемия. Еще через два года резко обострилась политическая ситуация», – говорит Сергей Войтович, генеральный директор компании «Свой ТС», руководитель комитета РСТ по международной деятельности.

По просьбе RTN Войтович рассказывает, как за эти четыре года изменился рынок въездного туризма в России и что с ним будет дальше. Возродится ли турпоток? Жива ли конкуренция между принимающими компаниями? Откуда едут к нам туристы?

«Долгие годы рынок въездного туризма был планомерен и достаточно консервативен. Больше 80% турпотока составляли европейские пенсионеры – благодаря системе накопления пенсии, различным страховкам и льготам. Ну и просто потому, что пенсионеров в европейских странах много. Также ехали к нам туристы из Китая, круизные пассажиры – те же пенсионеры, только в основном из США и Канады, небольшие цепочки групп из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Позже добавились чартеры из Ирана.

Программа была стандартная: недельный тур Москва – Петербург с посещением основных достопримечательностей, проживание, как правило, на базе отелей 4* с полным пансионом. Принимающие российские туроператоры ездили на основные туристические выставки, например, WTM, ITB, FITUR, BITE. Такая западноориентированная модель с огромной долей – более 1 млн – дешевых чартерных туров для туристов из КНР.

Туристы из Китая приезжали, в основном, по групповым спискам. Въездной туризм не был драйвером экономики, но и не причинял головной боли власти. Постепенное увеличение турпотока, ни банкротств, ни скандалов.

Итак, около 30 лет с 90-х и до 2020 года основными потребителями туров в Россию были:

- европейские пенсионеры с полным турпакетом и размещением в отелях 4*;

- туристы из КНР, в основном, на чартерах с максимально дешевым турпакетом;

- пассажиры, тоже большинство пенсионеры, круизных судов – (речных, потом добавились и морские: иностранные лайнеры стали заходить, в основном, в Петербург и единичные во Владивосток;

- туры выходного дня для туристов из Финляндии;

- добавилось немного чартерных цепочек из Ирана и регулярные группы из ЮВА и Латинской Америки.

Всё было ровно, тихо, планомерно. Но в 2020 грянула пандемия. Еще через два года резко изменилась политическая ситуация. Въезд только падал и с 5 млн поездок в 2019 году опустился до 200 тыс. в 2022-м.

Небольшое даже не восстановление, а какое-то шевеление туристического въезда началось в 2023 году и, постепенно возрастая, продолжилось в 2024. Наверное, по итогам только что закончившегося высокого сезона можно говорить о новом старте въездного туризма в Россию.

В ближайшее время выйдет официальная статистика по въезду иностранных граждан с целью туризма за 9 месяцев. Как всегда, она будет сильно размыта данными людей, которые отмечены как туристы, хотя таковыми не являются. Но все же цифры, показывающие увеличение реального турпотока в 2024 году в процентах, на радость кураторам отрасли будут зашкаливать – от 50% до 800% в зависимости от страны. Но это цифры относительные. Абсолютные же – плачевны и совсем не соответствуют масштабу Россия на карте мира.

Например, по данным Погранслужбы ФСБ РФ, въездной турпоток в Россию в 2023 году вырос на 235% – какой успех! Но прибытий – всего 670,7 тыс. Низкая база, радоваться особо нечему.

Тем не менее, толчок такому росту в процентах дали три основных фактора. Во-первых, значительное увеличение регулярных рейсов китайских и арабских авиакомпаний в Россию. Например, из КНР осуществляют перевозку семь китайских авиакомпаний по 13 маршрутам и пять российских по 13 маршрутам и нет ни одной чартерной цепочки. Во-вторых, упрощение визовых процедур: электронные визы и въезд из Китая и Ирана по спискам. И в-третьих, достаточно слабый рубль при сохранении качественного сервиса и даже его улучшения после ухода многих гостиничных международных брендов.

Еще изменения: глобально изменился профиль иностранного туриста. Нет больше дешевых групп из КНР на чартерах, приезжает много индивидуалов и мини- групп на регулярных рейсах, используя их возможности – разное количество дней, разные маршруты. И, конечно, 2024 год – это начало массового туризма в Россию из стран Ближнего Востока.

Дополнительными факторами увеличения популярности России в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Бахрейне, Омане стала взвешенная политика нашей страны в отношении арабо-израильского конфликта, глобальное потепление климата, когда летом на популярных европейских курортах температура воздуха более 40 градусов, а также проведение Олимпиады во Франции и чемпионата мира по футболу в Германии в 2024 году.

Стечение этих и вышеперечисленных факторов привело к таким удивительным показателям роста.

Больше 20 лет я занимался турами для иностранцев-пенсионеров по стандартной программе Кремль – Эрмитаж – метро – Сергиев Посад – Третьяковка – Пушкин. А сейчас едет молодежь, молодые семьи, люди среднего возраста – они составляют большинство населения в своих странах, очень активные, совершенно с другими интересами и предпочтениями. Едут индивидуально и в группах на 3-21 день. Парк «Зарядье», Коломенское, Царицыно в Москве, «новая туристическая география» Петербурга, а еще хаски-центры, эко-отели в Подмосковье, Сочи и многое другое – принципиально новое в нашем въездном туризме.

Что нас ждет в ближайшем будущем – 2025-2026 годы? Увеличение турпотока из Китая, Ирана, резкое – из стран Ближнего Востока. Начало реального турпотока из Индии. В перспективе – огромный спрос на туры в Россию из стран Латинской Америки и, конечно же, отложенный спрос из Европы.

Реализации этих перспектив может способствовать активная поддержка государством инициатив туроператоров по въездному туризму. Основная конкуренция за клиента идет не между российскими компаниями – нас и так осталось немного, а между странами. У России есть все шансы быть одним из лидеров и прийти к показателю вклада туризма в ВВП страны в размере 5%.

Что необходимо для обеспечения роста въездного потока:

1. Активное проведение фам-трипов для иностранных туроператоров и турагентов на условиях софинансирования российскими принимающими компаниями и Минэкономразвития. Например, в Турцию, ОАЭ, Египет ежегодно российские операторы отправляют в рекламниках сотни турагентов. Именно они продают туры, а значит должны знать продукт. Большая ошибка государства в том, что фам-трипы организуют, например, проектный офис комитета по туризму Москвы или комитет по развитию туризму Санк-Петербурга. Это функционал туроператоров, которые знают, что надо иностранным коллегам и их клиентам. А чиновники от туризма чаще всего проводят ознакомительные туры для отчета. Специалисты смотрят на их программы приема и точно знают, что ничего этого гостям из Саудовской Аравии или Индии не надо. Но – есть техзадание, приходится ему следовать, иначе не отчитаешься. Другими словами, когда бюджетная организация тратит бюджетные деньги, то главное – отчет. А когда туроператор тратит собственные средства, а государство частично софинансирует, то главное – результат.

Еще пример. Туроператорам интересно продвигать комбинированный продукт, например Москва – Сочи или Петербург – Мурманск. Но в рамках финансирования от одного региона это сделать невозможно. Если группа прибывает в Сочи, которое финансирует рекламный тур, в Москву ее завозить нельзя ни при каких обстоятельствах – иначе не отчитаешься.

2. Поддержка авиакомпаний, которые выделяют блоки мест на регулярных рейсах для иностранных туристов. Экономика достаточно простая: при субсидировании перевозчика в размере $50-200 за кресло государство дополнительно получает как минимум равную сумму с иностранного туриста, который оплачивает консульский сбор и входные билеты в федеральные объекты показа. Ну еще можно привести в пример Гонконг с программой Hello Hong Kong, когда для привлечения туристов в страну раздали бесплатно 500 тыс. авиабилетов.

3. Изменения в законодательстве по основному определению – «турпродукт». Формально ни одна из принимающих компаний не является туроператором, так как не организует перевозку туристов из страны проживания. В 99,9% случаев иностранный туроператор покупает авиабилеты в Россию\из России и в большинстве случаев – и внутренние билеты тоже. Российские же партнеры обеспечивают наземный сервис – отели, экскурсионная программа, питание, трансферы и т. д., что по действующему законодательству не входит в понятие турпродукта. А значит лишь крайне малая часть – менее 1% – данных о проданных иностранцам турах попадет в систему «Электронная путевка».

Да, если понятие турпродукта будет изменено с «перевозка плюс размещение» на «размещение плюс какая-либо услуга», принимающим компаниям придется потратить немалые средства на подключение к «Электронной путевке» и подавать туда данные. Но, с другой стороны, став туроператорами, они получат возможность пользоваться льготой по НДС, как, например, отели и музеи, а электронная путевка «обелит» рынок.

4. Облегчение процедуры получения электронной визы и крайне затрудненного процесса оплаты консульского сбора. Оба фактора настолько запутанные, что о них надо рассказывать отдельно.

5. Сокращение количества вопросов в визовой анкете – сейчас их 40! А в анкетах других стран – около 20.

Список могу продолжить на основе своего многолетнего опыта. Но нужно ли это государству? Въездной туризм сейчас передан в ведение Центра стратегических разработок. В его структуре есть Центр развития международного туризма – довольно активный, но, насколько мне известно, без какого-либо бюджета на продвижение туристических возможностей России.

Основные усилия отрасли сейчас направлены на строительство отелей и инфраструктуры, которой действительно не хватает. Активная стройка идет на Алтае, в Анапе, Минводах, Дагестане и, конечно же, в Сочи.

В 2025-2027 годы планируется ввести в строй большое количество отелей. Но надо иметь в виду, что продажа номеров в строящихся гостиницах начинается как минимум за год до открытия. А значит именно сейчас надо активно заниматься продвижением страны, чтобы к моменту открытия отели были хотя бы частично заполнены. Внутреннего рынка на это не хватит. Задумайтесь, уважаемые кураторы отрасли».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно