Эксперты рассказали, как правильно выбрать российский курортный отель «все включено»
В России с каждым годом появляется все больше отелей, предлагающих систему «все включено». Как считают эксперты, по многим параметрам качественные объекты этого формата не уступают турецким аналогам. Представители туроператорского и гостиничного бизнеса рассказали RTN, какова специфика таких отелей и на что надо обратить внимание для правильного выбора.
Как отмечает генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин, упоминание «все включено» крайне редко встречается в запросах туристов. Как правило, клиенты интересуются, чего хорошего есть там, куда они планируют поехать. И обычно от менеджера турфирмы узнают о существовании отелей с такой системой питания.
По его словам, в центре Сочи туристов обычно устраивают только завтраки, так как вокруг гостиницы полно точек питания. «В целом концепция «все включено» имеет перспективу только в удаленных от города местах. В той же Турции это районы Кемера, Бельдиби, где за территорией отеля ничего нет. А в городе Анталье, как и в Сочи, люди предпочитают есть в местных ресторанах, и им вполне достаточно проживания с завтраками», – поясняет эксперт.
Где в России больше всего отелей «все включено»
В конце апреля в Анапе первых гостей принял новый отель 5* «Город Mira» на 915 номеров, работающий по системе «ультра все включено». Цена за сутки стартует от 10 тысяч рублей с человека. Подобные объекты изначально рассчитаны на привлечение платежеспособной аудитории, которой интересен качественный отдых, в чем-то похожий на лучшие турецкие образцы.
Как считают эксперты, именно Анапа может стать ведущим курортом в России по количеству отелей с такой системой, так как город традиционно считается основным направлением пляжного отдыха для семей с детьми.
По оценкам Сергея Ромашкина, в Краснодарском крае 10-15% отелей от общего количества предлагают формат «все включено», в Анапе – до 25%, а в центре Сочи – примерно 5%. «В Крыму подобных объектов, наверное, не более 5-7%. И сейчас для крымских отельеров совсем уж не удачный момент для перехода на новый формат работы. Перед ними стоит задача снижать цены, а не поднимать», – сказал он.
Как отметил генеральный директор управляющей компании Atelika Hotel Group Алексей Высоканов, количество отелей «все включено» постепенно увеличивается. Оператор работает преимущественно с этой концепцией, она популярна у туристов, которые не хотят заморачиваться дополнительными тратами. Семьям с детьми удобен большой выбор блюд, из которых ребенок с большой вероятностью съест хоть что-то. Также важно наличие отдельного детского стола.
«Отельерам система «все включено» позволяет зарабатывать больше, потому что это и востребовано, и выгодно выделяет объект среди других средств размещения. Хотя многие опасаются переходить на этот формат, предвидя неоправданно высокие затраты. Но если посчитать экономику и посмотреть статистику, то становится понятно, что затраты не так уж и велики. Правда, экономически интересно это становится отелям от ста номеров. Если речь идет о 500-600 номерах, себестоимость продуктового набора получается низкой, это выгодно», – говорит он.
Среди плюсов «все включено» Высоканов упомянул также сокращение времени на администрирование процессов внутри отеля и количества сотрудников для обслуживания постояльцев.
Чем отличается российская система «все включено» от турецкой
По словам главы компании «Дельфин», принципиальных отличий нет, впрочем, как в России, так в Турции, система очень разнообразна: то же питание представлено в десятках вариантов.
«Например, недавно в одном из турецких отелей я насчитал 25 видов сыров на завтрак. На мой взгляд, это перебор, думаю, и пяти качественных сыров было бы достаточно для хорошего «все включено». То же самое касается и фруктов, и пирожных. Понятно, что в Турции в принципе растет больше фруктов, также приготовление части блюд они доверяют аутсорсинговым компаниям, этот процесс хорошо отлажен», – подчеркнул эксперт.
При этом Сергей Ромашкин уверен, что в России система «все включено» не уступает турецкой, если нормально поставлена работа команды сотрудников и шеф-повара. А надежные сервисы по доставке полуфабрикатов в отели появятся, когда таких объектов станет больше.
Алексей Высоканов напомнил, что в Турции отельные цепочки зачастую выступают владельцами компаний по производству сельхозпродуктов, что позволяет предлагать относительно невысокие цены. «Но качество овощей и фруктов там среднее, они водянистые и не такие вкусные, как краснодарские и крымские. Да и огромный выбор блюд на шведском столе порой утомляет. Турист вынужден все время ходить по ресторану в режиме дегустации, и только выберет что-то себе по вкусу, как меню опять меняется и надо начинать поиск заново».
Эксперты советуют читать отзывы об отелях
«Обязательно надо читать отзывы, внимательно смотреть, что конкретно отель предлагает под вывеской «все включено». К примеру, смотришь отзывы о турецких отелях 3* и понимаешь, что есть там нечего, надо ехать хотя бы в 4*. Также и в России надо очень ответственно подходить к выбору гостиницы, особенно если едешь с детьми», – заметил Ромашкин.
Эксперты подчеркивают: ассортимент питания зависит от размера отеля – чем больше номерной фонд, тем разнообразнее будет шведский стол.
«Прежде всего, надо обращать внимание на емкость курортного отеля. Конечно, в большом объекте будет больше народу, суета, но и выбор блюд будет большой, обеспечено разнообразное питание», – подчеркнул Высоканов.
В качестве ценового ориентира Ромашкин привел стоимость отдыха в отеле «Прометей Клуб» в Лазаревском: по его мнению, в России это лидирующий объект формата «все включено». В июне, когда еще не пик сезона, 10 дней на двоих обойдутся в 120 тысяч рублей плюс перелет в Сочи. «Это 6 тысяч в сутки с человека. В августе придется заплатить уже 165 тысяч, то есть 8 тысяч в сутки. И это нормальная цена за качественный отдых в России в таком формате», – считает он.
Стоит ли при выборе отеля обращать внимание на ГОСТ «все включено»
В январе 2023 года в России появился государственный стандарт услуг «все включено» и «ультра все включено». По мнению Сергея Ромашкина, в целом ГОСТ прошел мимо отельного рынка, да и туристам разбираться в нем не имеет смысла.
«Дело добровольное, отели не стремятся соответствовать ГОСТу. В рекламных сообщениях, которые нам присылают объекты, ни разу не видел упоминание об этом даже со стороны тех, кто и так работает с концепцией «все включено». Туристы же, выбирая отель, не проверяют его соответствие ГОСТу, а смотрят близость расположения к морю, наличие бассейна, детской и взрослой анимации и прочих услуг», – пояснил он.
Ромашкин отметил, что обычно концепцию «все включено» закладывают еще при строительстве объекта размещения, а вот уже работающие гостиницы вряд ли перейдут на новую систему. Отельеры не стремятся к этому, потому что переход вызывает скачок цены – по разным оценкам, на 30-40% к уже действующим тарифам.
Наталья Панферова