Эксперты рассказали, как увеличить региональные турпотоки
Регионы России привлекают туристов популярными достопримечательностями, доступными ценами, близким расположением. Но турпоток можно увеличить, предлагая не только известные объекты, но и новые активности, или придавая новый смысл поездке на конкретную территорию, считают эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ).
«Конкуренция между туристическими брендами регионов идет, прежде всего, за счет наполнения привычного содержания новым смыслом. Сейчас в это трудно поверить, но еще 12-15 лет назад зимой на Байкал практически никто не ездил. Одна из местных компаний показала всей стране зимнюю ценность путешествия на озеро, и сейчас для многих операторов продажи туров на байкальский лед приносят едва ли не большую часть годового дохода. Всегда надо придумывать что-то новое, чтобы возвращать туристов, которые уже побывали в регионе», – отмечает глава комитета РСТ по приключенческому туризму, генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов.
Он напомнил, что второй год на Байкале обустраивают арктическую станцию «Боро-Боро». В течение полутора месяцев в ледовом лагере можно пообедать и даже переночевать, чтобы ночью послушать, как трескается байкальский лед. На Кольском полуострове в Териберке, помимо северного сияния, новой точкой притяжения в последние несколько лет стало наблюдение за китами. Также туроператоры уже не первый год разрабатывают нестандартные гастрономические туры, привлекая к сотрудничеству известных шеф-поваров. Например, на сахалинское озеро Буссе туристы приезжают, чтобы попробовать свежайшие устрицы, которые сами же и вылавливают, а повара готовят из локальных продуктов новые блюда.
«Такие гастрономические приключения все чаще добавляют в программы активных туров. Сюда же можно отнести и промышленный туризм. Например, поездка по БАМу позволяет совмещать посещение красивых природных мест – северного Байкала, пустыни Чарские пески и других объектов – с осмотром огромных производств, как добыча меди или золотые прииски, поездкой на космодром «Восточный». Это добавляет содержательную ценность активным турам, люди всегда с удовольствием смотрят такие объекты», – говорит Мамонтов.
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин напоминает, что прежде всего туристы едут в регионы за достопримечательностями и хорошим, доступным по цене отдыхом.
«В запросах присутствует желание посмотреть интересные места на конкретных территориях, например, вулканы на Камчатке или Дербент в Дагестане. И здесь речь идет о конкуренции брендов и достопримечательностей. При этом ни один из регионов не может стать заменой другому, в том числе потому что в головах туристов уже сложился образ территории и ее ключевых достопримечательностей», – считает эксперт.
В этой связи логичнее рассматривать конкуренцию между регионами в контексте цены и транспортной доступности. К примеру, одно из преимуществ Карелии – близкое расположение к Москве, а Дагестан после пандемии привлек туристов низкими ценами на авиабилеты.
«Турпоток в Дагестан начал активно расти два года назад, в том числе и потому что аэропорт Махачкалы был самым дешевым на Северном Кавказе: билет стоил 10 тысяч в оба конца. В Минводы летали уже за 13-14 тысяч. Также в Дагестане все было недорого: еда, размещение, услуги. Сейчас на фоне роста турпотока и там цены разгоняются. Но необходимо работать с ценами, пытаться найти варианты недорогого посещения. Понятно, что Карелия и Дагестан ближе, чем Алтай и Камчатка, поэтому у них всегда будет больше туристов», – подчеркнул Сергей Ромашкин.
Если говорить о качестве сервиса на активных маршрутах, то россияне в этом вопросе реалисты. Они не ждут пятизвездочных отелей рядом с вулканом Толбачик, понимают, что в экспедиционных программах стандарт качества отличается от «все включено» на Черноморском побережье.
«В таких маршрутах гораздо важнее транспорт и услуги гидов. Турбаза, глэмпинг или модульные домики должны быть хорошего качества, пусть и без «звезд». Транспорт не может быть убитым и глохнуть на горной дороге, в машине должны находиться средства спасения и связи, в общем, должно быть обеспечено все, что делает путешествие безопасным и интересным», – говорит гендиректор «Дельфина».
Он добавил, что активный отдых в организованном туризме всегда идет без отрыва от осмотра достопримечательностей, а проживание организовано в комфортных условиях. Обычно туристы перемещаются между объектами на машинах, отправляются на сплав или конную прогулку, но каждый вечер возвращаются в свой отель. В сложных недельных маршрутах могут ночевать в 3-4 отелях или на турбазах, но не в палатках, как во время спортивных походов.
Вадим Мамонтов заметил, что создание новых туристических «магнитов» безусловно добавляет привлекательности территории, но далеко не у всех регионов получается сразу найти себя в низкий сезон.
«Например, кузбасский Шерегеш ассоциируется с горными лыжами, но сейчас активно развивает инфраструктуру, туда заходят инвесторы, строятся отели и апартаменты. Но для их загрузки нужно сделать это место притягательным и в летнее время. Придумали бренд «Шория», но вокруг довольно много регионов с похожими возможностями, с ними трудно конкурировать – например, тот же Алтай. Над созданием именно летней привлекательности Шерегешу еще придется поработать», – сказал Мамонтов.
Наталья Панферова