Главными рынками для медицинского туризма в России эксперты назвали страны СНГ и БРИКС
В ближайшие три года Россия должна сосредоточиться на увеличении потока медицинских туристов из СНГ, улучшении сервиса и подготовке инфраструктуры. В долгосрочной перспективе необходимо полное переосмысление клиентского пути медицинского пациента и общей стратегии с учетом уже не только СНГ, но и дружественных стран, прежде всего БРИКС+. Такой вывод делается в исследовании «Раскрытие потенциала медицинского туризма в России» консалтинговой компании «Яков и партнеры».
По итогам анализа лучшей мировой практики в этой сфере, к 2030 года рынок медицинского туризма в России, в случае устранения ключевых препятствий и пересмотра стратегии, может достичь от $2,2 млрд до $7,6 млрд в зависимости от развития событий. В силу разных причин, часто независимо от уровня медицины, в разных странах цены на медицинские услуги могут отличаться в разы. Например, сейчас в США цены на рецептурные лекарства в 2,5 раза выше, чем в других развитых странах, а на некоторые медицинские услуги – в несколько раз. Аортокоронарное шунтирование обойдется в $120-130 тыс., что в 6 раз дороже, чем в Израиле, и более чем в 25 раз дороже, чем в России, где цены начинаются от $5 тыс. Замена коленного сустава в США стоит $30-40 тыс., в Израиле – $20 тыс., в России – максимум $5 тыс.
Эта разница и становится серьезным основанием для медицинского туризма. Выгода значительно перевешивает все неудобства, связанные с лечением за рубежом, даже с учетом дополнительных расходов на логистику. Плюс есть конкретные операции и процедуры, которые люди просто не могут получить в своей стране. В итоге сегодня медицинский туризм один из наиболее быстро растущих сегментов мировой экономики здравоохранения с объемом рынка, по разным оценкам, до $130 млрд. Ряд стран, например, Турция, Таиланд и Малайзия, активно совершенствуют эту сферу за счет господдержки и продуманной маркетинговой стратегии.
По последним оценкам, Россия занимает лишь 41-е место в рейтинге стран по привлекательности для иностранных медицинских туристов, а вклад в ВВП пока остается менее 0,01%. Для сравнения: в Турции этот показатель выше в 20 раз, в Малайзии – в 40 раз.
В мае 2018 года российским правительством была поставлена цель к 2024 году увеличить объем экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом – до $1 млрд в год. Тем не менее, как поясняется в исследовании, оценить реально современное состояние медицинского туризма в РФ непросто: «в погоне за статистикой по числу и общей стоимости предоставляемых в России услуг медицинским туристам было исключено условие осознанного пересечения международной границы с целью получения медицинской услуги».
В результате любой иностранный гражданин, получающий абсолютно любую медицинскую услугу на территории России, даже если он проживает и работает в России, попадает в статистику в качестве медицинского туриста». Так, с декабря 2021 года ежегодный медосмотр стал обязательным и для граждан ЕАЭС – все эти услуги стали включать в статистику медицинского туризма в России.
Более того, в 2021 году было принято решение о фиксировании показателей программы в рублях, а не в долларах, как предполагалось изначально. При этом за базу был взят курс 57,2 рубля за доллар, что снизило требования по целевым показателям примерно на 60%, или на 33,5 млрд рублей.
«Искажения в отчетности видны особенно наглядно, если рассчитать стоимость лечения каждого туриста в регионах. Так, обслуживание 2,77 млн иностранцев в 2019 году, когда еще не было агрегированной информации, принесло совокупную выручку в размере $128 млн, то есть в среднем по $45 (3 тыс. руб.) на пациента. В 2020 г. количество пациентов даже выросло почти на 30%, до 4 млн человек, при этом совокупная выручка снизилась на 12%», – говорится в исследовании.
Почти четверть всей выручки за 2019 год пришлась лишь на одно учреждение – МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С. Н. Федорова, где средняя стоимость операции составляет более $1 тыс. (около 100 тыс. руб.). Три онкологических центра (НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина, НМИЦ радиологии и НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова) в сумме заняли лишь около 16% общей выручки. То есть доля крупнейших федеральных центров в России в этом ключевом направлении медицины составила менее 0,1% от мирового онкологического туризма.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, после резкого падения в 2022 года тренд по итогам 2023 года изменился в положительную сторону: Россию посетили почти на 20% больше иностранцев, чем годом ранее – 15,4 млн поездок против 13 млн в 2022 году. Но отделить рабочих мигрантов, проходящих обязательный медицинский осмотр и автоматически определяемых в категорию медицинских туристов, от людей, реально приехавших за медпомощью, представляется проблематичным. Как невозможно выделить тех мигрантов, кто действительно активно пользуется медуслугами в России и выбрал ее как страну для работы в том числе из-за медицинского обслуживания.
Таким образом, как предполагают аналитики компании «Яков и партнеры», реальный объем внешнего медицинского туризма России в 2023 году был значительно ниже заявленных амбициозных целей правительства. Цель по увеличению объема экспорта медицинских услуг практически в четыре раза по сравнению с 2017 годом – до $1 млрд в год, скорее всего, так и не будет выполнена в нынешнем году.
Тем не менее, у отечественных лечебных заведений есть значительный потенциал для привлечения иностранных туристов. Помимо высокого профессионального и технологического уровня, текущие цены в России, особенно на высокотехнологичные процедуры, заметно ниже, чем в других странах, что делает ее более привлекательной для медицинского туризма. Но для реализации этого потенциала необходимо провести значительную работу на всех этапах клиентского пути.
Практический тест показал, что 70% российских учреждений никак не описывают процесс работы с международными пациентами, а сайты пяти из них не имеют англоязычной версии. Примерно в половине клиник не смогли поддержать диалог с англоязычными клиентами. Лишь в четырех учреждениях сотрудники смогли детально рассказать о процессе обслуживания иностранных гостей и ответить на вопросы, демонстрируя высокий уровень подготовки.
Правда, около половины российских клиник поддерживают медицинских туристов в вопросах получения визы, организации трансфера и выбора жилья, что говорит о готовности развивать клиентоориентированный подход в целом.
Россия, как и, например, Турция, Малайзия, Индия, работает с медицинскими туристами по системе единого окна. Здесь тоже обнаружен ряд ошибок, которые затрудняют путь клиента, а иногда даже препятствуют завершению отправки данных. Самой частой сложностью на пути пациента в этом канале оказалась коммуникация с медицинской организацией: загруженные линии, операторы без знания языков на должном уровне и низкая осведомленность сотрудников о процессе работы с иностранными пациентами.
Как полагают авторы исследования, учитывая текущую конъюнктуру рынка, для оптимального раскрытия потенциала на горизонте от года до трех Россия должна ориентироваться, в первую очередь, на сохранение и увеличение потока медицинских туристов из стран СНГ, повышение качества сервиса и подготовку инфраструктуры для увеличения количества медицинских туристов, принимаемых из дружественных стран за пределами СНГ. Также необходимо развивать потенциал обслуживания англоязычных клиентов и продвигать страну как направление для медтуризма на внешних рынках.
Из стран СНГ самым большим потенциалом обладают Казахстан, Белоруссия, Узбекистан и Азербайджан – более $1 млрд каждая. На эти четыре страны в сумме приходится почти 75% от всего потенциала медицинского туризма из стран СНГ в деньгах. Если же взять последние официальные данные за 2022 год, то выручка от всего медицинского туризма в нашей стране (в том числе от диспансеризаций, разрешений на работу, обследований и т. д.) составила 730 млн, то есть от всего потенциала стран СНГ на Россию фактически приходится менее 10%.
Аналитики «Яков и партнеры» предлагают для развития медицинского туризма в долгосрочной перспективе сфокусироваться на дружественных странах дальнего зарубежья, в первую очередь БРИКС+, и продолжать системное предоставление услуг медицинским туристам из стран СНГ как напрямую, так и через представительства своих клиник за рубежом.
Светлана Ставцева