Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Глава комитета РСТ рассказал, что мешает развитию медицинского туризма в России

Глава комитета РСТ рассказал, что мешает развитию медицинского туризма в России

09:31, 19 июня 2023

По данным Минздрава РФ, в 2022 году в России медицинскую помощь получили 12 млн иностранных граждан на общую сумму свыше $700 млн. Как пояснил RTN сопредседатель Комитета РСТ по медицинскому туризму, президент Ассоциации медицинского туризма Евгений Чернышев, эти цифры нельзя рассматривать как статистику медицинского туризма в нашу страну, на него приходится лишь 5% экспорта медуслуг.

«Экспорт медицинских услуг не является медицинским туризмом. Это вообще вся медицинская помощь, оказанная на платных основаниях иностранцам – гражданам других стран, проживающих в России, а также мигрантам, прибывающим на работу. Они обязаны пройти медицинское освидетельствование, которое включает разные услуги», – сказал он.


Эксперт напомнил, что в России с 2019 года действует федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» в составе национального проекта «Здравоохранение», в рамках которого ведется учет объема оказанных медицинских услуг. Статистика по различным формам наблюдений консолидируется в Минздраве России.

Что такое медицинский туризм

«Медицинский туризм – часть экспорта медуслуг, связанная с прибытием иностранца на территорию России конкретно для получения медицинской помощи. Такую статистику Минздрав не ведет, но это делает наша Ассоциация медицинского туризма. Мы запрашиваем у медицинских учреждений сведения о доле обслуженных иностранных граждан. Часть из них приходит в клиники самостоятельно, другая – через запросы, узнавая о правилах въезда, условиях нахождения в стране. Таких пациентов нетрудно вычислить, это и есть медицинские туристы. Сегодня, по нашим данным, на них приходится около 5% от общего объема экспорта медицинских услуг в количественном выражении», – говорит Евгений Чернышев.

По его словам, традиционно не менее 80% всего потока медицинских туристов составляют граждане стран СНГ, то есть русскоязычные, с большими диаспорами или родственниками на нашей территории, не нуждающиеся в визе для въезда в Россию. Кроме того, это еще большой объем русскоязычных, проживающих в странах с визовым режимом, но после февраля 2022 года усложнилась логистика, им стало труднее добираться. Плюс высокий интерес к медтурам в Россию всегда был со стороны граждан Китая, в основном – в сфере репродуктивной медицины, поскольку в этой стране все репродуктивные технологии запрещены.

Как отметил Чернышев, чаще всего иностранцы обращаются по вопросам онкологии, кардиохирургии, ортопедии, нейрохирургии, офтальмологии, педиатрии, для ревизии диагноза, и др.

Что мешает клиникам привлекать иностранцев на лечение

«У России есть целый ряд существенных преимуществ в отрасли медицинского туризма. Среди них – серьезный уровень квалификации персонала и высокая техническая оснащенность отечественных учреждений здравоохранения. Препятствует развитию въездного медицинского туризма, прежде всего, отсутствие у государственных организаций – диспансеров, кардиоцентров, а также у медицинского центра Сеченовского университета, НИИ им. Склифосовского – правовой возможности платить комиссионное вознаграждение туроператору или специализированному агентству медицинского туризма», – говорит эксперт.

В результате турбизнесу неинтересно направлять туристов в эти медцентры. Хотя, например, турагентства Казахстана, которые предлагают медицинским туристам Турцию или Корею, вполне могли бы предлагать и Россию как интересную ценовую альтернативу при высоком уровне и качестве предлагаемых услуг.

«Правда, буквально на днях государственный Национальный медицинский центр терапии и профилактической медицины сделал для турбизнеса предложение «Пакетно-диагностические решения», которое можно продавать на комиссионной основе. Это своего рода прецедент, когда крупнейшее медучреждение, причем государственное, создает пакеты для сотрудничества с турбизнесом», – сказал Евгений Чернышев.

Цены на медуслуги для иностранцев должны быть выше

Развитию медицинского туризма мешает также отсутствие гибкости в ценообразовании. Турция, Корея, Германия, Израиль, которые добились на этом поприще больших успехов, дают иностранцам альтернативные цены. Если житель Германии или Израиля получает в клинике платную услугу, например, за $1 тыс., то россиянин заплатит $1300-1400. Эта наценка, по словам Чернышева, как раз и позволяет выстраивать сервис, вводить дублирующую навигацию на иностранных языках, мотивировать врачей на работу с зарубежными пациентами.

«У нас платные услуги стоят одинаково для иностранцев и россиян. Получается, что гражданин Казахстана, например, на которого было потрачено много времени при объяснении условий приезда, подборе отеля, решения других вопросов, принесет в казну медицинского учреждения столько же денег, что и россиянин», – говорит собеседник.

Следующий барьер – слабая информированность участников рынка о мерах государственной финансовой и другой помощи экспортерам медицинских услуг. Действует довольно обширный набор инструментов поддержки разного уровня, но он слабо используется.

Какие меры господдержки медицинского туризма действуют в России

«Российский экспортный центр оказывает поддержку в виде бизнес-миссий, участия в зарубежных международных выставках с полным покрытием расходов за исключением дороги и проживания. Центр полностью берет на себя организацию мероприятий, продвигающих за рубежом медицинский туризм в Россию. Это федеральная структура, но в регионах есть свои центры поддержки экспорта медицинских услуг. Например, если медицинское учреждение решит начать работу с иностранными пациентами, то государство может компенсировать ему до 80% расходов на сертификацию. Если сертификация стоит 300 тысяч рублей, то 240 тысяч заплатит государство. Есть меры поддержки по линии Минздрава, а также региональных управлений по туризму», – рассказал эксперт.

Для приема иностранцев клиникам нужно улучшать сервис

Еще одна проблема – недостатки сервиса. Если медицинские услуги в федеральных центрах, республиканских, областных больницах реально на хорошем уровне, то сервис в большинстве из них хромает.

«Выход – в прохождении медучреждением специальной сертификации, которая будет четко определять набор стандартов: каким должен быть сайт для иностранных туристов, какие ответы на свои вопросы должен получить турист и за какой срок. Не улыбки и не просто хорошее отношение к пациенту, а набор из 70-80 стандартов, которые надо внедрить в практику», – говорит Евгений Чернышев.

Наконец, развитию медицинского туризма мешает отсутствие в законодательстве такого термина, хотя само явление существует давно. Из-за этого, как поясняет Чернышев, во многих регионах страны местные органы управления туризмом не могут проводить тематические мероприятия, организовывать поездки за рубеж, продвигать медицинский туризм в конкретном регионе России – это уже нецелевые расходы.

«Нет сейчас такого направления работы у органов управления туризмом, хотя оно признано одним из наиболее перспективных и поддержано на самом высоком уровне: старт медицинскому туризму и экспорту медицинских услуг дал президент РФ своим указом №204 от 8 мая 2018 года. Там и прозвучал термин «Экспорт медицинских услуг», который перерос в полноценный федеральный проект. Вопрос с законодательным закреплением термина сейчас прорабатывается. Год назад при Госдуме была создана рабочая группа во главе с руководителем комитета по туризму Сангаджи Тарбаевым, она этим занимается», – рассказал глава профильного комитета РСТ.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно