Гостиничные рынки России и Украины в начале 2015 года
Очередной обзор JLL рассказывает о показателях гостиничных рынков Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Красной Поляны в январе-феврале 2015 года.
Эксперты проанализировали результаты первых двух месяцев ключевых регионов России и Украины в сравнении с показателями начала прошлого года. Напомним, в январе-феврале 2014 года бизнес российских гостиниц еще не ощутил влияния украинских событий.
Москва. На показателях люксового сегмента Москвы в начале 2015 года отразилось открытие Four Seasons: средний тариф в наиболее дорогих отелях города вырос в январе-феврале на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 15200 руб. Однако увеличение объема номерного фонда в сегменте привело к снижению показателя загрузки на 5%, то есть до 47%.
В то же время падение загрузки люксовых объектов оказалось не таким значительным, как ожидалось, что свидетельствует о высоком спросе на отели этого сегмента в начале 2015 года. Сегодня в условиях ослабления рубля иностранные туристы могут останавливаться в гостиницах более высокой категории за те же деньги, что в том числе поддерживает показатель загрузки таких отелей. Так, в сегменте upper upscale заполняемость за два месяца выросла на 8% (до 51%), тогда как в midscale сократилась на 4% (до 56%).
Несмотря на наблюдающееся повышение онлайн-тарифов в ряде средств размещения Москвы, во всех сегментах упал ADR: по итогам двух месяцев 2015 года показатель снизился в среднем по рынку на 5% по сравнению с январем-февралем прошлого года. Такая динамика не стала неожиданностью, учитывая, что в начале 2014 года столичный рынок еще не ощущал влияния кризисных явлений, потому наиболее показательна будет динамика будущих месяцев, начиная со второго квартала.
Санкт-Петербург. Петербург продолжает наращивать объем внутреннего турпотока и благодаря этому демонстрировать высокие показатели, в особенности в гостиницах высоких ценовых категорий. Городские отели удержали загрузку в первые два месяца на уровне прошлого года (42%), но в то же время в наиболее дорогих объектах – люксовом, верхнем пределе верхнего ценового и верхнем сегментах – наблюдался впечатляющий 25%-й рост заполняемости в среднем. Тариф в люксовом сегменте вырос на 8% – до 9700 руб. Позитивная динамика показателя, хотя и менее значительная, наблюдалась и в других сегментах.
Красная Поляна. Зима 2014-2015 стала первым «коммерческим» сезоном Красной Поляны после Олимпиады. Так что крайне любопытно, насколько успешен он для гостиниц горного кластера. Загрузка средств размещения составила 58% в январе и 71% в феврале. Год назад в январе она была намного ниже из-за подготовки к Играм (37%), а в феврале достигла 73%, а значит, рынок Красной Поляны фактически смог удержать показатель на «олимпийском» уровне в нынешнем году. Это очень позитивный результат, хотя может возникнуть вопрос, почему во время Игр заполняемость была всего 73%.
С точки зрения среднего тарифа, результат января был наиболее высоким – 7800 руб., что стало результатом новогодних праздников, когда отели поднимали цены. В результате RevPAR гостиниц Красной Поляны за два месяца 2015 года увеличился на 25% к началу предыдущего года и составил 4600 руб.
Киев. В начале 2015 года в столицы Украины наблюдался рост загрузки по сравнению с январем-февралем 2014 года на 8% (до 29%). В то же время зафиксированный рост вызван «низкой базой» начала прошлого года, когда показатели отелей из-за событий в Киеве значительно сократились, тогда как 2013 году нынешний результат все же уступает.
В то же время средний тариф в долларах продемонстрировал крайне негативную динамику в связи с ослаблением гривны. Если в феврале 2013 года обменный курс доллара США к гривне составлял примерно 1 к 9, то февраль 2015 года начался с соотношения 1 к 16 и завершился на 1 к 28. В результате ADR в долларах упал в январе-феврале на 24%, до $146.