Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Инвестиционный форум-2012: нужны ли новые гостиницы Самаре?

10:07, 6 ноября 2012

В Самарской области с гостиницами сложилась революционная ситуация: верхи не хотят, а низы не могут жить по-старому. Катализатором стало включение города в список участников Чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018). Самаре может понадобиться 2 тыс. дополнительных гостиничных номеров сегментов 3-5*, а требуемый объем инвестиций составит около 10 млрд. рублей. С другой стороны, среднегодовая загрузка гостиниц, кроме особо успешных (которых, понятно, единицы), около 30%. И если новые отели построят – как выживать старым, если и так цена за сутки в приличном номере колеблется от 2 до 3 тыс. рублей, а драка идет чуть ли не за каждого постояльца?

Этой и другим наболевшим проблемам были посвящены сразу два круглых стола гостиничной тематики на состоявшемся в октябре в Самаре Первом международном форуме «Инвестиции в гостеприимство». Ответить на вопросы отельеров области приехали известные московские специалисты: президент холдинга GWA Sawyer Вера Сецкая, руководитель департамента администрации РГА, эксперт государственной системы классификации гостиниц Владимир Ефимов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Вадим Прасов и генеральный директор «Аккорд Менеджмент групп» Екатерина Гаранина, взявшая на себя роль модератора дискуссии. Кроме сотрудников гостиничной индустрии, в зале были представители и консалтинговых фирм, и инвесторов, так что дискуссия получилась бурной.

 

 

Реалии местного рынка. Приход сетевиков IHG, Marriott, Accor и «Азимут» многое дал городу. В то же время рынок далек от насыщения, если говорить не о числе отелей вообще, а о достаточном количестве качественного продукта. А с учетом предстоящего ЧМ-2018, работы в этом направлении предстоит много.

Причем не все решается деньгами: в гостиницах не хватает хорошо обученного персонала. И здесь встает вопрос, как учить, как долго и кого из российских специалистов в принципе удастся уговорить приехать преподавать в глубинку? Тут и проблема общей культуры. Как подчеркнула Вера Сецкая, особенно это важно для иностранцев, многие из которых до сих пор Россию побаиваются: «Мы говорим и о менталитете общения, и об уровне безопасности. Налицо проблемы со штатом, с номерами, с транспортом, с инфраструктурой – здесь важен комплексный подход. Это сложный клубок задач, но есть надежда, что к 2018 году мы успеем с ним справиться».

Вторая «больная мозоль» – загрузка. Бизнес-планы по строительству новых гостиниц, которых сейчас десятки, должны учитывать не только факт проведения в городе этапов ЧМ-2018, но и модификацию этих объектов под дальнейшее использование. Что, учитывая нынешнюю загрузку едва ли на треть уже существующих, озадачивает.

Третья – вопрос качества. Строится отель с нуля или реновируется, важно создать на этой базе законченный продукт. Мир меняется и успешны те гостиницы, которые не просто в тренде, а опережают требования. Нынешнего постояльца не обманешь ярким дизайном. Он прекрасно разбирается в утилитарных свойствах того, что ему предлагается, и умеет ценить простое качество и гарантированный комфорт.

Что нужно современному гостю в отеле? Возможность следовать здоровому образу жизни, безопасность, хороший отдых и возможность получения информации быстро и бесплатно. Как с этим в регионах? XXI век на дворе, а во многих региональных гостиницах до сих пор интернет только проводной. Причем кое-где, чтобы выйти в сеть, постояльцу приходится садиться на пол у стены, потому что кабель не дотягивается ни до стола, ни до кровати. Порой в отеле достаточно одного взгляда на потолок, освещение и розетки, чтобы понять, конкурентоспособен ли он, заботится ли на самом деле о госте или же печется только о собственной прибыли.

Как подчеркнула Екатерина Гаранина, отельеры несколько заигрались в марочный продукт. То, что все брендовые объекты заполняются на 100% и приносят гигантский доход – лишь миф. Печальный пример тому – простаивающий большую часть времени полупустым Renaissance Marriott 5*, некогда лучшая гостиница Самарской области. Потому что ни уровень сервиса, ни требуемое для жизни и работы здесь не соответствует заявленным «звездам». Кое-кто из спикеров форума так и не смог представить свои презентации, потому что ноутбук «сел», а свободные розетки в конференц-помещениях не предусмотрены. И это на форуме с 200 гостями и 30 спикерами! Так кто лучше – сетевики или те, кто создал независимую гостиницу и относится к ней с душой? Вопрос спорный.

В поддержку последних высказался Вадим Прасов: «Подшаманьте свои санатории-профилактории, наймите хороших менеджеров, доведите до ума уже существующие отели – и бизнес пойдет. Вы на этой земле, знаете регион. Бунтуйте и не соглашайтесь с условиями, в которые вас загнали! А ФРиО вам в этом постарается помочь».

Что касается Самары, то состояние здешних гостиниц побывавший в городе впервые эксперт оценил как не самое плачевное: «Сейчас я веду пять строек к ЧМ-2018 в разных городах, там ситуация сложнее. По крайней мере, по части обеспеченности номерами Самару бедной не назовешь. Просто структура номерного фонда очень разнородная. И изрядную его часть лишь условно можно причислить к гостиничному, объекты требуют реконструкции. Но в вопросе наличия сетевых отелей вы удивительным образом держитесь впереди многих других городов».

Однако г-н Прасов усмотрел и большую опасность в сложившейся ситуации. Упомянутые 2 тыс. номеров, которые вроде бы надо построить, де-факто не так уж нужны. «Когда смотришь на средний тариф на том же booking.com, приходишь в ужас. Как можно вообще вести бизнес в Самаре, если стандартная цена здесь – 2-3 тысячи рублей за номер? У вас один из самых низких тарифов по стране при очень сильной конкуренции», – воскликнул он.

По мнению Вадима Прасова, инвесторы не торопятся строить отели в регионе, потому что никто не обдумал как следует, кто будет жить в этих вновь построенных гостиницах. Пять звезд на вывеске никого не спасут. Единой концепции продвижения в области нет, единого маркетинга тоже, а рекламируемые льготы от правительства не всегда так красивы, как кажется на первый взгляд. То же бесплатное подключение к инфраструктуре на деле экономит лишь 10% от стоимости вложений в инженерию. И если за это отелям придется платить фиксированной ценой за номер в высокий сезон, причем установленной не ими, то кто выиграет?

По мнению г-на Прасова, есть вещи, которые работают намного эффективнее. И если мы хотим, чтобы гостиницы строились, собственникам и инвесторам нужно обеспечить условия. В первую очередь банковские. Если Венгрия или Эстония в кризис не стесняются снижать процент на кредиты отельерам, то чем Россия хуже?

Другой камень преткновения – поставщики. В нашей стране производится очень мало качественного гостиничного оборудования, его приходится везти из-за границы. Таможенные сборы завышены, какие бы то ни было льготы отсутствуют.

Ну и ключевой, пожалуй, фактор – в Самаре нет сформированного турпродукта. То есть туроператоров, которые бы активно продавали номера на внутреннем рынке. Смысл ориентироваться на клиента из Европы, если местные жители не интересуются окрестными гостиницами? Почему, например, Египет с Турцией бьются насмерть за российских туристов, а Самара – нет?

И, конечно, нужна четкая программа действий. Если строить гостиницы строго под ЧМ-2018, месяц высокой загрузки с заданными ценами никому не принесет счастья. Так что потенциальные инвесторы уже сейчас задумываются, нужна ли им такая, простите, канитель, к тому же убыточная.

Причем на самом деле требования FIFA, если очистить их от бюрократической шелухи, очень просты – два хороших отеля для команд и один для членов УЕФА. А болельщики, как метко сформулировали спикеры, готовы жить хоть в сараях, при условии, что их пустят на матч и позволят выпить пива от души.

Так что следует создавать качественный продукт. Потому что плохой после ЧМ-2018 продаваться не будет. Почему бы не перенять удачный опыт Калуги, где функционирует проект «два в одном» – гостиница ibis и апарт-отель Adagio для долгосрочного проживания, очень популярный среди работающих вахтовым методом иностранцев. Узнать, как выходили в лидеры гостиничной индустрии Екатеринбург и Казань. Попросить коллег из этих регионов поделиться опытом – почему нет?

 

Инвестиции и управление. Обсуждалось на форуме и привлечение инвестиций. Эксперты посоветовали не бояться иностранцев, а заодно не думать, что те не ориентируются на российском рынке. Зарубежные компании часто выходят в регионы с проверенными партнерами из Москвы, с которыми успели запустить пару-тройку успешных проектов. И если местные власти и уже работающие на рынке игроки не воспримут приход такого тандема в штыки, подобные альянсы могут работать очень эффективно.

Однако оценивать свои возможности нужно трезво. Гости форума с удивлением отметили, что, судя по представленным на суд общественности инвестпроектам, в Самаре какой-то особенный местный рубль, по стоимости равный 30-40 российским. Потому что невозможно построить эти огромные красиво нарисованные комплексы на сотни номеров и тысячи квадратных метров конференц-залов с инфраструктурой, в которой предусмотрено абсолютно все, за 460 млн. рублей. А планы такие есть.

Странно слышать и заявления: «В первый же месяц мы обеспечим вам 100% загрузку отеля и 120% занятость конференц-залов». Владельцам тугой мошны нужны реальные цифры. А они уже обжигались: есть на территории страны Hyatt, загрузка которого в первый год была 9%, второй – 11%, третий – 13%. Или две так и не построенных к саммиту АТЭС гостиницы во Владивостоке. Все это страшный сон для инвесторов.

Так что привлечение специалистов-консультантов – местных, из Москвы или из-за рубежа, просто необходимо, чтобы не лишиться подчистую вложенных в дело денег.

Продолжение следует…

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно