Создает ли обвал мировых инвестиций в тревел-стартапы риски для российских проектов
В мире снижаются инвестиции в туристические стартапы, что связано со спадом на финансовых рынках, геополитическими конфликтами и нестабильностью на рынке технологий. На российском рынке эти риски также присутствуют, но авторы интересных проектов могут использовать новые возможности, которые открылись в связи с уходом из страны иностранных туристических сервисов, считает основатель Travel Startups и руководитель комиссии РСТ по стартапам Леонид Пустов.
Еще до мартовского краха банка Silicon Valley Bank, который был лидирующей финансовой организацией США, специализировавшейся на индустрии высоких технологий, и наиболее предпочтительным банком для стартапов с венчурным капиталом, первый квартал 2023 года показал заметное сокращение мировых инвестиций в тревел-стартапы. По данным исследовательского агентства в сфере туризме Phocuswright, компании привлекли в общей сложности $421 млн. Это на 95% меньше, чем в первом квартале 2022 года, когда были собраны рекордные $8,9 млрд.
Для сравнения, за 2022 и 2021 годы в тревел-стартапы было инвестировано $14 млрд и $23,6 млрд соответственно.
Недавний анализ Crunchbase показал, что в первом квартале 2023 года финансирование стартапов во всех отраслях сократилось на 53%. Во многом это обусловлено спадом на мировых финансовых рынках из-за роста процентных ставок, геополитических конфликтов и нестабильности на рынке технологий. С другой стороны, несмотря на общее замедление экономики Phocuswright прогнозирует устойчивый рост бронирований путешествий вплоть до 2025 года.
Инвестиции в трэвел-стартапы вернутся к уровню 2015 года
По словам Майка Колетты, менеджера Phocuswright по исследованиям и инновациям, если инвестиции в трэвел-стартапы сохранятся на уровне первого квартала, то в 2023 году будет привлечено $1,6 млрд, что вернет финансирование на уровень 2015 года. «Это совсем не то, на что все надеялись», – говорит эксперт.
В то же время темпы инноваций в туристической отрасли ускорились благодаря разработкам, связанным с генеративным искусственным интеллектом и ChatGPT. Эксперименты с внедрением этой технологии ставят не только такие крупные корпорации, как Expedia и Trip.com, но и множество небольших игроков. Возможно, именно генеративный искусственный интеллект даст новый импульс инвестициям в трэвел-стартапы. В любом случае, как считают эксперты, времена легких денег в разработке технологий для туризма закончились: сейчас нужно прежде всего сосредоточиться на прибыльности, чтобы оставаться привлекательными и жизнеспособными.
Как найти деньги для трэвел-стартапа на российском рынке
«Интерес российских венчурных инвесторов к трэвел-стартапам тоже сейчас минимальный, так как очень много неопределенности на рынке. Но появилась другая возможность: уход с российского рынка зарубежных игроков открыл все двери для развития бизнеса внутри страны, и этим активно заинтересовались крупные структуры. В частности, экосистемы и банки», – считает Леонид Пустов.
В качестве примера он привел сделку «МТС Трэвел» по покупке компании Bronevik.com. «Мы видели сделки по покупке туристических проектов, являющихся комплиментарными для основного, хорошо развивающегося бизнеса в этом сегменте. Таким образом, сейчас хорошее время привлечь инвестиции от «стратегов» или продать компанию, в которой риски для инвестора прогнозируемы», – подчеркивает эксперт.
10 марта Silicon Valley Bank был признан неплатежеспособным, его лицензия отозвана. Следом обанкротился другой американский банк – Signature Bank. Крах SVB и Signature стал крупнейшим банкротством в США со времен финансового кризиса 2008 года.
Ольга Ленина