Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Почему отельерам не хватает персонала и где его искать
Главные новости

Почему отельерам не хватает персонала и где его искать

09:02, 9 февраля 2024

Дефицит кадров – одна самых острых проблем российских отельеров. Число вакансий, размещенных на популярных кадровых сервисах, растет, а количество резюме там же – падает. О том, где искать квалифицированный линейный персонал для отелей, шла речь на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ) по развитию гостиничной инфраструктуры.

По словам руководителя комитета РСТ по инфраструктурным проектам, генерального директора компании Cronwell Development Алексея Мусакина, с января по середину октября 2023 года российские работодатели разместили на hh.ru более 600 тыс. вакансий в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса. Это на 40% больше, чем за то же время годом раньше.

Больше всего в сфере гостеприимства и ресторанного бизнеса востребован линейный персонал: курьеры (3%), администраторы (2,6%), 10% приходится на официантов, барменов, поваров, хостес, бухгалтеров – в среднем на каждую профессию чуть более 2% от общего числа.

При этом, как пояснил Мусакин, резко изменилось соотношение числа вакансий и соискателей: «В сентябре 2023 года наша сфера выставила на 47% больше вакансий, чем в том же месяце 2022 года, однако число присылаемых резюме стало на 17% меньше, чем год назад. В среднем на одну вакансию у нас сейчас откликается около трех человек. Но нормой на рынке труда считается, когда на одно предложение о работе поступает 5-6 резюме. В этом случае у работодателей есть адекватный выбор, а соискатели не чувствуют острой борьбы за рабочие места, но при этом стараются быть конкурентоспособными».

Сейчас в большинстве регионов соотношение вакансий и соискателей вдвое меньше нормы.

«Чуть лучше в Петербурге – 3,7 резюме, еще лучше в Москве – 4 резюме на вакансию, но это все равно ниже нормы для рынка труда. Показатель говорит об острейшем дефиците кадров в нашей сфере», – объяснил Мусакин.

Одна из причин – низкий уровень заработной платы. Так, в августе 2022 года средняя зарплата в сфере гостеприимства составляла в целом по стране 34 тыс. рублей при ожиданиях соискателей 45 тыс. рублей. В сентябре 2023 года она подросла до 39,9 тыс. рублей при ожиданиях в 50 тыс. рублей.

В сентябре 2023 года в топ регионов, где предлагалась самая большая зарплата в ресторанном и гостиничном бизнесе, вошли Москва (57,4 тыс. рублей), Ямало-Ненецкий Автономный округ (53,7 тыс.), Санкт-Петербург (49 тыс.), Магаданская область (48 тыс.), Приморский край (46,1 тыс.), Мурманская область (44,7 тыс.). Правда, и это меньше ожиданий соискателей: жители, например, Москвы и Ямало-Ненецкого округа рассчитывали на 70 тыс. рублей, а Санкт-Петербурга и Магаданской области – на 60 тыс.

Участники стратегической сессии уверены, что ситуация с кадрами вряд ли улучшится в ближайшее время. Дефицит будет нарастать, как и стоимость привлечения кандидатов в отрасль, особенно учитывая планы правительства по увеличению внутреннего турпотока к 2030 году вдвое по сравнению с показателями 2022 года.

По словам Алексея Мусакина, стоит рассмотреть вопрос о налоговых субсидиях средствам размещения на оплату персонала, особенно в высокий сезон.

«Зарплаты сотрудникам с учетом налогов составляют порядка 65% от общих затрат отельеров. Доля фонда оплаты труда имеет тенденцию к росту. Продолжительность отдыха в отелях сокращается, при этом число самих поездок растет, а вместе с этим растет и нагрузка на персонал, так более высокая сменяемость гостей увеличивает объем работы», – сказал он.

По мере выхода на рынок новых проектов в сфере туризма конкуренция за кадры будет только расти. Партнер компании Commonwealth Марина Мережко указала на сложность ситуации с региональными проектами. По ее словам, они оказываются в заведомо невыгодной позиции, потому что для привлечения персонала на работу в удаленные локации, максимально интересные для туристов, отельерам придется нести не только дополнительные расходы на создание инфраструктуры для персонала, но и предлагать более высокие оклады.

«Уже сейчас расходы на персонал могут составлять до 40% всех расходов туристических кластеров. А в ситуации недостатка персонала расходы могут дополнительно вырасти, что негативно скажется на инвестиционных показателях проектов и их возможностях обслуживать кредит», – говорит эксперт.

В этой связи, по ее словам, необходимы меры по преференциальному налоговому режиму при уплате единого социального налога (ЕСН) не только на части территорий со специальными режимами (некоторые ОЭЗ, ТОР), но и по ключевым направлениям развития внутреннего и въездного туризма, которые характеризуются высоким дефицитом кадров, на период стабилизации операционной деятельности – до 10 лет с момента ввода в эксплуатацию с применением прогрессирующей ставки.

Как считают эксперты РСТ, необходимо также создание системы краткосрочной подготовки кадров, причем, с практической стажировкой в отеле, в том числе до того, как этот отель построен. Нужно шире использовать формат учебных гостиниц.

Почетный президента РСТ Сергей Шпилько полагает, что надо сделать упор на обучении и образовании работающих сотрудников, тех, кто уже пришел в отрасль. «Можно выращивать кадры непосредственно на производстве, с низовых должностей. Необходимо выработать стимулы и преференции, которые бы позволяли этим людям расти и развиваться: например, субсидии на обучение», – подытожил он.

Ранее в Минэкономразвития заявляли, что до 2030 года сфере гостеприимства потребуется около 400 тыс. новых сотрудников.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно